Государственник Максименко и стратегия роста

Интервью с главой Октябрьского райисполкома Александром Максименко

Житейская практика подтверждает, что кукуруза в поле и молочная река на фермах открывают широкие возможности для роста производства и заработной платы в аграрных районах

Наш разговор с председателем Октябрьского райисполкома Александром МАКСИМЕНКО (на снимке) о районных буднях мы начали с проблемы, для каждого из нас наиболее важной, – это уровень заработной платы, который определяет не только нашу жизнь, но и настрой человека на работу.

— Александр Владимирович, вспомните 90-е и начало 2000-х годов, когда хронической болезнью экономики села были задержки зарплаты и ее невысокий уровень. Какими стали результаты труда сельчан в наши дни?

— Я возглавил одно из сельхозпредприятий в начале 2000-х годов, когда начиналась реализация Государственной программы возрождения и развития белорусского села. Зарплата руководителя хозяйства была тогда в среднем 60 долларов в эквиваленте, а у специалистов и того меньше. А теперь сравните: мы уже ставим задачу, чтобы в сельхозпроизводстве уровень зарплаты был плюс-минус 500 долларов в эквиваленте. В Октябрьском районе она составила в среднем по курсу 250 долларов. Если же руководитель хозяйства добивается весомых показателей, то его зарплата уже 500—700 долларов.

Безусловно, для каждого из работников АПК важно не только видеть результат своего труда, но и получать достойное материальное вознаграждение. По статистике, вал зерна в лучшем за всю историю АПК Октябрщины 1992 году составил 37,6 тысячи тонн, а в 2009 году — 41,7 тысячи тонн. В этом году мы рассчитываем получить 43 тыс. тонн с его ростом до 50 тыс. тонн.

— За счет каких ресурсов может произойти такой скачок?

— В первую очередь благодаря обновлению сельхозтехники во всех хозяйствах. Как бы ни ругали отечественные тракторы в части их надежности, но при всех издержках механизатор за смену вспахивает до 30 гектаров, а 40 гектаров может засеять 6-метровой сеялкой. На «Кировце» реально было обработать 15 гектаров пашни, но сегодня механизаторы справедливо отмечают, что «Беларус-3022» куда производительнее одного из флагманов еще советского тракторостроения. Нельзя сбрасывать со счетов помощь государства в закупке топлива и удобрений, что также направлено на получение положительного результата. Если мы получим 50 тысяч тонн зерновых вместе с кукурузой, то это будет хороший задел для стабильного развития отрасли животноводства.

— В районе отдан приоритет кормам из кукурузы, но много споров идет об их цене, говорят, что они слишком дорогие. Оправдывают ли себя такие подходы?

— Возможно, это и недешевый корм, но если говорить о наших песчаных почвах, то еще можно поспорить, что выгоднее выращивать. Сегодня любое хозяйство района, имеющее кукурузный силос, наращивает производство животноводческой продукции. Давно обратили внимание на такую тенденцию: если остановился рост надоев – значит, в каких-то хозяйствах закончился кукурузный силос. Я понимаю, что надо идти на однолетние кормовые культуры — от этого направления мы также не отказываемся. Первыми на Гомельщине мы начали внедрять в кормопроизводство пайзу, так называемое китайское просо, а также райграс как дополнение к кукурузе. На наших бедных почвах кукуруза и в самом деле может претендовать на титул царицы полей. Кукурузное зерно дает 1,3 кормовой единицы, поэтому я не вижу ему альтернативы. К примеру, наши соседи в Мозырском районе получают зерна кукурузы до 100 центнеров с гектара, пусть мы добьемся средней урожайности 70 центнеров, и это будет хороший задел для развития животноводства. 

— В 2009 году на корову произведено 4 тысячи 133 килограмма молока — лучший показатель в истории Октябрщины. Достаточно ли таких объемов, чтобы стабильно работал главный районный экспортер — Октябрьский завод (СОМ) сухого обезжиренного молока?

— Из молока, которое производят хозяйства района, мы получаем сухое обезжиренное молоко и сливочное масло, которые продаем в Россию и Украину, были также поставки в Объединенные Арабские Эмираты и Японию. Тем самым мы формируем экспортную стратегию и энную часть районного бюджета, а завод дает рабочие места многим жителям райцентра.

— Недостаток сырья в ряде регионов породил тенденцию присоединения небольших молокоперерабатывающих предприятий (на правах филиалов) к более мощным переработчикам. Как вы оцениваете целесообразность таких шагов?

— Я противник реформ, связанных с укрупнением перерабатывающих предприятий. Мы ведем разговор о развитии прежних и открытии новых производств в малых городах, таких, как Октябрьский. А укрупнение за счет присоединения лишает небольшое предприятие дальнейшей перспективы развития. Пример тому — опыт наших ближних соседей, где местный маслосырзавод присоединили к более крупному молочному комбинату. Хотя там и собираются делать новый сырный цех, но интересы головного предприятия все равно будут преобладать. Благодаря нашему заводу СОМ мы решаем многие хозяйственные вопросы, в частности, обеспечиваем хозяйства белковым шротом. При первой необходимости обращаемся к руководству завода и за счет эффективности производства авансируем покупку этих добавок. Не дай бог, столкнемся с проблемой укрупнения, тогда нашим заводом будут управлять за сотни километров от райцентра. Возникнет реальная угроза, когда интересы наших хозяйственников никто уже учитывать не будет. Если бы укрупнение открывало перед заводом новые горизонты, тогда было бы понятно. А пока получается, что полноценное предприятие превращается в примитивный приемный пункт: молоко собрали, залили в машины с холодильным оборудованием и увезли. Никто не возражает, что надо загружать большие перерабатывающие мощности. Но пусть районы, на территории которых находятся более мощные перерабатывающие предприятия, самостоятельно наращивают производство продукции животноводства. Мы же ни к кому не обращаемся за пределы района с просьбами — загрузить завод сырьем, так как более 84 тонн молока продают заводу хозяйства и 8 тонн частные подворья. Это составляет полторы нагрузки для его мощностей. В 2006 году хозяйства реализовали заводу 40 тонн молока, коллектив работал не в полную силу, а накладные расходы подрывали экономику. Но уже к концу мая — началу июня хозяйства Октябрщины выйдут на 105—106 тонн молока, которое будет необходимо переработать на заводе СОМ. В любом районе должно быть несколько валообразующих предприятий, вокруг которых следует выстраивать экономическую стратегию региона. Замечу, что даже в кризисный год благодаря переработке молока у Октябрьского района не было отрицательного внешнеторгового сальдо.

— Есть ли у вас определенные наработки по привлечению на данное предприятие инвесторов?

— В прошлом году, когда искусственно были созданы барьеры поставки сухого молока, Россия преподала уроки, из которых мы должны сделать выводы. Если бы мы тогда могли изготавливать твердые сыры, то не попали бы в сложную ситуацию. Быстро переориентировали бы сырье не на сухое молоко, а на сырное производство. Поэтому в планах — получение иностранной кредитной линии и организация сырного производства, благодаря чему появится возможность маневра в зависимости от конъюнктуры рынка. Сегодня активно развивается молочная отрасль в КСУП «Моисеевка», где завершается строительство фермы, на которой будет работать современная роботизированная техника. Для ее приобретения мы обратились в «Белагропромбанк», но хозяйству отказали в выдаче кредита без гарантии облисполкома. Почему так происходит, понять сложно. Хозяйство представило бизнес-план, который сделала компания, работающая при том же «Белагро­промбанке». Мы этот бизнес-план защитили, хозяйство предоставило залог, в том числе и в виде производимого молока и зданий. Мы дали банку гарантии со стороны Октябрьского райисполкома, но до сих пор пока неясно, кто будет финансировать данный проект. Я все же верю, что летом нынешнего года мы начнем монтаж робототехники.

— Ваши усилия направлены на экономическое развитие региона, а есть ли возможности поддерживать облик самого Октябрьского?

— Мы этот вопрос постоянно держим на контроле — у нас каждая улица закреплена за предприятием. На заседании исполкома мы решим, чтобы всем горпоселком выйти на субботник, а на заработанные деньги купим краску, необходимые материалы и малые архитектурные формы. Мы стремимся, чтобы облик Октябрьского с каждым годом становился более привлекательным.

Фото: Юрий БЕСТВИЦКИЙ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter