“Гостинец” для лисы.

Белорусские ученые уверяют, что они разработали эффективный метод борьбы с бешенством диких животных. В чем загвоздка? По данным Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, в 2009 году в Беларуси было выявлено 995 случаев бешенства животных. Причем более шестисот из них — у диких братьев наших меньших. Если в городах и селах борьба с бешенством ведется планово и эффективно, животные прививаются, за ними ведется постоянное наблюдение, то каждую лису, вольно бегающую по лесу, поймать и “уколоть” по меньшей мере проблематично. Однако, как показывает практика, при грамотном подходе и эта задача имеет простое и изящное решение. По крайней мере, в этом уверяет разработчик вакциносодержащей приманки для диких животных, исполняющий обязанности заведующего отделом культур и питательных сред Института экспериментальной ветеринарии имени Вышелесского Виктор Бабак.

Белорусские ученые уверяют, что они разработали эффективный метод борьбы с бешенством диких животных. В чем загвоздка?

По данным Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, в 2009 году в Беларуси было выявлено 995 случаев бешенства животных. Причем более шестисот из них — у диких братьев наших меньших. Если в городах и селах борьба с бешенством ведется планово и эффективно, животные прививаются, за ними ведется постоянное наблюдение, то каждую лису, вольно бегающую по лесу, поймать и “уколоть” по меньшей мере проблематично. Однако, как показывает практика, при грамотном подходе и эта задача имеет простое и изящное решение. По крайней мере, в этом уверяет разработчик вакциносодержащей приманки для диких животных, исполняющий обязанности заведующего отделом культур и питательных сред Института экспериментальной ветеринарии имени Вышелесского Виктор Бабак.

Не по вкусу?

По словам Виктора Александровича, в последние годы очаги бешенства практически полностью перекочевали из городов в дикую природу. Основным и первичным резервуаром этого вируса в Беларуси являются волки, енотовидные собаки и “лидер” — лиса (561 случай бешенства за 2009 год). Связано это с сокращением количества охотников и удорожанием охоты, что негативно сказывается на результатах традиционного способа регуляции численности диких животных человеком. В подобных условиях нужно было найти иные методы борьбы со смертельным вирусным заболеванием. Отныне пулю и дробь заменяет так называемая вакциносодержащая приманка.
История развития подобных приманок в Беларуси достаточно короткая. Не так давно был получен вакцинный вирус, но недостаточно высокой инфекционной активности. Он в больших количествах вводился в приманки (тогда это были куриные головы) и разбрасывался по охотничьим угодьям. Метод был, мягко говоря, малоэффективным и очень уж неэстетичным.

Приманка с “сюрпризом”

В Институте экспериментальной ветеринарии интенсивная работа с вирусом продолжалась. В настоящее время модифицированный вирус “отечественного производства” обладает повышенными титрами — дозы в 2 миллилитра достаточно для иммунизации зверя. Параллельно шла работа по “облагораживанию” приманки — привлекательной для животных, способной долго храниться и выдерживать перепады температур.
С 2008 года вакциносодержащая приманка для иммунизации диких зверей против бешенства состоит из двух частей: блистера в виде шайбы, изготовленного из приманочной смеси, и вирусосодержащей капсулы внутри.
В Министерстве лесного хозяйства Республики Беларусь, лесоохотничьи хозяйства которого являются одними из основных клиентов Института экспериментальной ветеринарии, насчет эффективности приманок существует двоякое мнение. Так, по словам главного специалиста отдела охотничьего хозяйства и побочного лесопользования Минлесхоза Виктора Жолудя, пользователи охотничьих угодий жалуются на “неаппетитность”, низкий процент поедаемости приманок дикими животными. С ним готов спорить Виктор Бабак, который изучал места обитания лис и раскладывал там приманки. Через некоторое время возвращался и учитывал поедаемость приманок. Опыт повторялся осенью, зимой и весной.
— Я лично проводил эксперименты и наблюдения, — заверил Виктор Бабак. — Поедаемость приманки достигала 95 процентов при требуемом уровне 70 процентов. Данные годовых экспериментов доказали, что использование приманок снижает заболевание бешенством, а при последующем применении вакцины сводит его до нуля. Чтобы сохранить результаты, в дальнейшем достаточно проводить профилактические “подкормки”.

Низкий спрос

Возникает резонный вопрос: если подобный метод устранения бешенства столь эффективен, как убеждают сотрудники Института экспериментальной ветеринарии, и применяется организациями того же Минлесхоза еще с 2008 года, тогда почему статистика выявления случаев заболевания свидетельствует об обратном — из года в год ситуация не меняется?
По словам директора Института экспериментальной ветеринарии Анатолия Гусева, программа борьбы с бешенством должна быть рассчитана как минимум на пять лет. В течение этих лет в дикой природе должна вестись ежегодная двукратная вакцинация. Кроме того, чтобы кардинально решить проблему бешенства, на каждый квадратный километр площади Беларуси необходимо от 15 до 25 блистер-приманок, а всего — около 3 миллионов блистеров. И если мощностей института вполне хватает для производства такого количества “зелья”, то потребительского ажиотажа среди заинтересованных организаций пока не наблюдается.
К примеру, Минлесхоз для своих подведомственных организаций в 2009 году закупил у Института экспериментальной ветеринарии и Витебской биофабрики около 120 тысяч блистер-приманок. По данным работников института, в общей сложности различные организации в прошлом году приобрели всего 10—15 процентов приманки от необходимого количества.

Альтернативный регулятор

Во многих странах начали забывать, что такое бешенство. Выявление одного-двух случаев уже приравнивается чуть ли не к пандемии и вызывает настоящий переполох среди населения. Беларусь же, в которой разработано средство профилактики бешенства, ничуть не уступающее зарубежным аналогам, остается весьма неблагополучной по этому заболеванию страной.
Бешенство, которое изначально пришло к нам из дикой природы, — один из природных регуляторов численности животных. Частота вспышек заболевания — каждые два-три года, параллельна росту численности зверя. После этого большая часть животных вымирает, и вирус затихает до некоторых пор. Но человек давно вмешался в природу. И если его не устраивает страшный природный регулятор, пора применять иные методы. Благо, альтернатива уже найдена.

Бешенство поражает не только животных, но и человека. При развитии клинической стадии эта болезнь приводит к летальному исходу в ста процентах случаев. В истории был только один случай, когда путем серьезнейшего хирургического вмешательства удалось спасти девочку. Поэтому изучению бешенства и его “противоядий” во всем мире уделяется огромное внимание.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter