Гости дорогие. Как заработать на туристах из-за рубежа

По данным Министерства спорта и туризма, за полгода в Беларусь въехало 41 тысяча 660 организованных туристов. Это на 2 тысячи 160 человек больше, чем за первое полугодие 2008 года. Можно радоваться, что в мире кризис, а у нас от гостей отбоя нет. А можно задуматься: почему целенаправленно к нам заглядывает все еще так мало путешественников? Ведь общая цифра пересекших рубежи страны много большая: Государственный пограничный комитет говорит о 2,67 млн гостей из-за рубежа за одно полугодие.

Ювелирная работа

К нам едет мало настоящих туристов — тех, кто покупает путевки, пользуется услугами турфирм. Большинство визитеров — “дикари” (вспомните поездки в Крым, Сочи “дикарем”, чтобы понять суть явления). А “цивилизованные” гости — на вес золота. За них и борются бизнесмены, хотельеры, рестораторы и прочие предприимчивые люди, зарабатывающие на приеме путешественников.
О россиянах, обожающих наши санатории, разговор особый, и речь о них уже не раз шла (см. статью “Нарачы не відаць” от 18 марта с.г.). Суть ситуации с русскими в том, что они составляют большинство иностранцев, посещающих нашу страну и вообще, и по линии оздоровления. За первое полугодие в санаториях оздоровилось 699,3 тысячи человек, причем 51,3 тысячи — иностранцы, которых приехало в наши санатории на 11 тысяч больше, чем за тот же период прошлого года. Но это все те же русские.
Что касается агроусадеб, то по большей части это более внутренний, чем экспортный, туризм. Количеств частных подворий уже перевалило за 700. Туда и иностранцы наведываются, но нерегулярно. Правда, решается вопрос о размещении на дорогах указателей, оповещающих о находящихся вблизи агроусадьбах. В каждом городе с населением свыше 50 тысяч человек планируется создать туристско-информационные центры и терминалы с соответствующей информацией. Результаты дадут знать о себе позже. Но посмотрим: возможно, сельские усадьбы “перехватят” те самые заветные миллионы?
А что же реальные граждане Запада, посещающие нашу Родину? Европейцы не отдыхают на берегу Нарочи, не едут на поклон к камням Брестской крепости. Они в Беларуси “делают дела”, и преимущественно в Минске. Это в основном индивидуальные туристы: каждый прибывает в страну по отдельности и требует к себе особого внимания. В общем, это в Турцию белорусы транспортируются “пачками” на чартерных рейсах. Западные клиенты — штучные, с ними требуется ювелирная работа.

Страна со стороны

Индивидуальных туристов принимать хлопотно, но и полезно — они открывают перед нами нашу же страну: такой, какой она выглядит со стороны.
Как считает Геннадий Левшин, директор компании “Беларустурсервис”, самое главное — убедить человека с Запада заглянуть в “сердце Европы”. К сожалению, за рубежом не изжиты многие стереотипы, доставшиеся Беларуси от СССР. Увы, главное, что вызывает тревогу за рубежом, — наши законы. Как ни парадоксально, но мы пытаемся убедить клиентов, что будем делать все по закону, а иностранцы считают, что наш закон создан для того, чтобы ограничивать человека в его правах. Это трудная психологическая дилемма.
— Один турист из Швейцарии по несколько раз уточнял, не арестуют ли его случайно на улице, не отберут ли камеру на границе, — рассказывает случай из практики Г.Левшин. — Он же признался, что многие его друзья хотели бы посетить Беларусь, но не решаются из-за боязни, что здесь небезопасно. Парадоксально, но те, кто едет в Россию, боятся тамошнего криминала, а у нас — законов!
Бизнесмены чаще всего останавливаются в 3—4-звездочных гостиницах (“Планета”, “Юбилейная”, “Орбита”). 5-звездочные отели (“Европа”, “Кроун Плаза”) предпочитают члены правительственных делегаций, представители крупных компаний.
Индивидуальные туристы требуют, чтобы их встречали в аэропорту, переводчика, собственного гида по городу, личного шофера.  Расходы фирмы на такого клиента огромные. С чего же получается прибыль?
— Сутки в номере отеля “Европа” стоят, например, 1500 долларов, — прикидывает смету Левшин. — Человек приезжает на неделю и выкладывает значительную сумму за проживание. Индивидуальный турист берет в аренду машину и тратит на это от 150 до 300 долларов в день, оплачивает услуги переводчика. За все услуги фирма получает определенный процент от отеля и т.д. И в случае удачной организации тура для бизнесмена прибыль может оказаться больше, чем от группы экскурсантов.
Крупный отель, как правило, также получает от индивидуального гостя большую прибыль. А значит, богатеет и государство — налоги ведь немалые от такого дела. Главное же, чтобы ВИП-клиенту понравился прием, тогда он вновь захочет приехать в Беларусь и порекомендует это сделать другим. Иначе говоря, капля камень точит. И потока зарубежных гостей нужно ожидать тогда, когда молва о прелестях пребывания в нашей стране из редких отзывов превратится в волну восхищения на Западе.

Спортивный интерес

В ближайшие годы наша страна, видимо, может рассчитывать на вполне серьезный интерес со стороны... болельщиков.
Алексей Стрельченко, директор компании “АлатанТур”, рассуждает: “Конечно, проведение спортивных мероприятий подогревает в мире интерес к стране. Чем больше в Минске будет проводиться спортивных состязаний — тем больше у нас будет туристов. Я очень надеюсь на чемпионат мира по футболу 2014 года, но ждать момента “икс” не следует. Надо уже сегодня работать. Я слышал мало отрицательных отзывов о Беларуси. Иностранцам нравятся чистота городов, сеть хороших заведений, где можно развлечься, доброжелательность народа, дешевый общепит, природа (особенно жителям южных стран, которых поражают наша пресная вода и зелень лесов). Минск преображается на глазах, особенно исторический центр — это тоже немаловажно для имиджа всей страны”.

Пять процентов успеха

Если так дело пойдет и дальше, туризм постепенно наберет силу как “реальный сектор” экономики. По мнению Алексея Стрельченко, прибыль от приема иностранных гостей может составить в казне государства 5 процентов. Учитывая, что сейчас нет и одного процента, прогноз весьма оптимистический. Однако эксперт видит основания для роста.
— В связи с кризисом количество белорусов, выехавших за границу, сократилось на 25 процентов. А вот въезд иностранцев не уменьшился, даже, наоборот, — вырос. Я сужу по своей компании, которая специализируется не на санаториях, и поэтому речь идет не только о россиянах, которых у нас всегда гостило очень много.
— А с чем вы связываете рост количества приезжих в Беларусь?
— Выводы делать пока рано — год еще не закончился. Но могу предположить, что многие люди в мире променяли более дорогие направления на нашу страну. Беларусь сравнительно недорогая, если речь идет о сфере услуг. Исключение составляют наши гостиницы, цены в них даже выше, чем в Прибалтике. Также должен отметить увеличение туристов из стран Ближнего Востока, что произошло во многом благодаря открытию 5 августа минувшего года регулярного чартерного рейса авиакомпании “Этихад” из Абу-Даби в Минск. Каждый день совершаются авиарейсы между Турцией и Беларусью. Много гостей из Италии.
— А гостиниц на всех хватает?
— Их нужно больше и это должны быть экономичные отели. В Праге наши туристы живут в 3-звездочных гостиницах, расположенных в реконструированных общежитиях бывших предприятий. Нужно рассмотреть вопрос о передаче таких же зданий в Минске в частные руки и приспособить их для приема туристов. Собственными силами государство инфраструктуру не поднимет. А в 5-звездочных отелях не каждый турист позволит себе остановиться.
Пока же для размещения гостей свои услуги предлагают 30 гостиниц столицы. Каждый четвертый турист, остановившийся в них, — гражданин России, 8,6 процента — литовцы, 7,2 процента — граждане США, 6,4 процента — немцы. Когда же подоспеют все остальные?

Авторитетное мнение

Олег КАЧАН, министр спорта и туризма: “Реже ездим за границу,  больше отдыхаем дома”
— По итогам девяти месяцев 2009 года в Беларуси отмечается положительное сальдо туруслуг — около 41 миллиона долларов. Экспорт туристических услуг составил 60 миллионов долларов, что на 3 миллиона долларов больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Импорт туристических услуг составил почти 19 миллионов долларов, что на 5 миллионов долларов меньше по сравнению с таким же прошлогодним периодом. Белорусы стали меньше выезжать в другие страны в качестве организованных туристов. При этом число отдыхающих внутри страны увеличилось, в том числе за счет наших граждан, которые не могут себе позволить выехать за рубеж. Сегодня все министерство и все фирмы работают, чтобы сделать нашу страну более привлекательной и более доступной. Беларусь делает ставку на сельский туризм, охоту, рыбалку, заповедники и заказники. Там сезонность отдыха не так ощутима, отсутствие европейского комфорта и сервиса воспринимается как местная экзотика. Все это надо грамотно использовать для того, чтобы зарабатывать деньги.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter