Гость из летающей тарелки

Владелец единственной в стране школы игры на ханге и хендпане – о том, как должны звучать космические мелодии

Пару недель назад я возвращалась с работы домой и вдруг в переходе на станции метро «Пушкинская» услышала необычный звук, который заставил меня остановиться. Расслабляющая мелодия лилась из странного инструмента, состоящего из двух соединенных между собой металлических полусфер: раньше мне видеть его никогда не приходилось. О том, что такое ханг и хендпаны и почему их звучание называют космическим, корреспонденту «Р» рассказал Иван Кривонос, основатель минской школы игры на этих инструментах «Хангмелеон».

Хендпаны бывают различных размеров и отличаются между собой звучанием

Один на всю страну

В 2000 году швейцарцы Феликс Ронер и Сабина Шерер придумали новый перкуссионный инструмент — ханг (на бернском диалекте немецкого языка hang — это рука), извлекающий фантастический звук посредством касания рук о круглые поля. Барабанное устройство состоит из двух соединенных между собой металлических полусфер. На ханге играют именно руками, причем есть несколько способов извлечения звука, как пальцами, ногтями, ладонями, так даже и косточками на кисти. Иван Кривонос, маркетолог по профессии, узнал о ханге три с половиной года назад и признается, что влюбился в него с первого взгляда:

— Я люблю играть на разных инструментах, у меня и музыкальное образование есть. Однажды друг показал мне в интернете клип, в котором исполняли композицию на ханге, — услышав его звучание, я сразу захотел приобрести инструмент. Но это оказалось не так уж просто…

Когда ханг стал в мире популярным и люди узнали, что на нем можно играть даже без музыкального слуха, инструмент сначала резко подорожал, а потом вовсе исчез из продажи. В 2013 году та самая команда из Швейцарии работы по производству ханга свернула.

— Но мне все же удалось его заполучить. Он является единственным в нашей стране, — уточняет Иван. — В Украине таких инструментов два, а по всему миру их около пяти тысяч. Но сейчас 120 мастеров по всему миру создают аналоги ханга, которые называются хендпаны.

Именно они и находятся сейчас в школе «Хангмелеон», которую два года назад основал Иван. Хендпаны бывают различных размеров и отличаются между собой звучанием. Пробую поднять один из таких инструментов — ожидала, что будет тяжелее, но веса в нем не более четырех килограммов. Оригинальный ханг Иван Кривонос хранит у себя дома и не преподает на нем.

Мелодия для души

Возможно ли описать словами музыку? Иван сыграл мне одну из своих композиций на хендпане, а я и не представляю, как преобразовать услышанное в текст. Точно могу сказать одно: звучание хендпанов помогает расслабиться и отвлечься. Сам музыкант замечает, что когда играет на инструменте, его поток мыслей останавливается и он таким образом отдыхает:

— Как у других людей, у меня в жизни бывают черные полосы. И не раз я убеждался в том, что игра на ханге и хендпанах лечит душу. Мои ученики говорят то же самое.

Так как инструмент современный, его возможности еще только изучаются. Пять лет назад на ханге играли по-другому, а сейчас его используют в джазе, в блюзе и других музыкальных направлениях. Удивительно, но хендпаны сочетаются со многими инструментами: Иван, например, иногда совмещает игру на ханге с бас-гитарой или перкуссией. Хендпаны, кстати, несмотря на то что сделаны из металла, через некоторое время могут расстроиться.

— Вот этот, — показывает Иван одну из «летающих тарелок», ведь внешне хендпаны очень уж их напоминают, — уже приобретает ржавый оттенок — из-за этого меняется и его звучание.

Учитель и ученики

Пока что школа, обучающая игре на хендпанах, единственная в стране. Желание освоить «космические» инструменты, по словам Ивана Кривоноса, появляется у людей самых разных:

— У меня обучаются и дети от 8 лет, и студенты, и люди средних лет, и преклонного возраста. Цели у всех тоже разные, но большинство приходит за тем, чтобы отдохнуть и расслабиться.

Так как я познакомилась с игрой на хендпанах в переходе метро, стало интересно: ученики ли Ивана играют в подземке? Оказалось, что его и самого иногда можно встретить с космическим инструментом в руках в переходах, музыкант считает такую практику выступлений очень полезной:

— Во-первых, есть возможность играть долгое время, и иногда во время импровизации рождается новая композиция. А во-вторых, это, конечно же, отличный пиар для школы и неплохой заработок. Интересна также реакция прохожих, часто они надолго останавливаются и слушают, слушают.

Играет учитель со своими учениками и на различных фестивалях и мероприятиях. А одна девушка, обучавшаяся в школе Ивана, сейчас покоряет своим пением под ханг британский университет Кембридж.

В игре на хендпанах правил как таковых нет. Например, можно создавать мелодию как с помощью палочек, так и просто руками. Ноты в этом необычном инструменте существуют, но Иван старается научить своих подопечных прежде всего импровизации:

— В отличие от других музыкальных инструментов, уже на первом занятии на хендпане можно что-то неплохо сыграть! Конечно же, у меня есть своя методика обучения, упражнения, которые я даю начинающим, но 10—15 минут каждого занятия, даже первого, я отвожу именно под импровизацию. Для меня самый сложный момент урока, который длится час, — это завершение занятия. Очень трудно прервать игру учеников.

Кстати, Иван Кривонос помимо преподавания в школе продолжает работать в частной компании, а также у него есть семья и трое детей. Трудно представить, как ему удается все успевать.

— Да, это непросто, но в школе я отдыхаю и набираюсь сил. И мне очень хотелось бы, чтобы хобби, приносящее мне огромное удовольствие, все же стало моей основной работой.

matuzova@sb.by

Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?