А.Яковчук: "С 1970-х, когда киноафиши стали писать на холстах, нам, плакатистам, пришлось несладко"

Господин оформитель

«С 1970-х, когда киноафиши стали писать на холстах, нам, плакатистам, пришлось несладко. Заготовку сначала грунтовали вареным клеем с мелом, затем полдня ждали, пока все высохнет. И только после гуашью выводили название картины. Конечно, не сравнить с 1960-ми, когда за основу брали крашеную ДСП», — о технологии производства кинорекламы кобринский художник-оформитель Александр Яковчук может говорить часами. 

Таких специалистов, как Александр ЯКОВЧУК, в стране единицы
Таких специалистов, как Александр ЯКОВЧУК, в стране единицы

А как иначе, ведь уже 50 лет горожане читают его афиши. 

В отличие от стажа, мастерская у сотрудника кинотеатра «Радуга» небольшая. Александр Иванович — человек скромный, прячет измазанные краской руки. «Рекламу к Месяцу белорусского кино заканчивал», — поясняет. Раньше, говорит, дел было в разы больше: в месяц 15—20 новых фильмов поступало. Писать афиши приходилось почти каждый день. 

«С 2000-х, когда в домах появились видики, зрителей поубавилось. Кто бы сейчас пошел на «Ленин в Польше» или «Ленин в Париже»!» — с риторическим вопросом поглядывает на меня. — А в 1960-е ходили. Но рекордным был 1975-й, когда к нам поступила мексиканская «Есения». Желающих посмотреть красивую историю любви было столько, что пришлось ввести утренние сеансы. Первый «заряжали» в 9.30, и так до 21.30 в двух кинотеатрах. Затем ленту везли на деревни и крутили всю ночь. Тринадцать суток картина собирала полные залы». 

Повезло, что фильм показывали летом: дождь не портил афиши. «Пока в 2000-х все рекламы не стали прятать под стекло, не любил осень: косой ливень польет, и поплыла моя работа». Жалеть, конечно, было что: в Кобрине стояло девять метровых киностендов, попробуй все на них перерисуй. 

Сюрпризы подносила не только непогода, но и работники Госкино СССР. Бывало, фильм отправляли на полку через день-два показа. «Привезли нам картину «Мальчик и девочка», — вспоминает художник-оформитель. — Только написал афиши — звонок: «Лента снимается». Там по сюжету в пионерском лагере познакомились мальчик и девочка. И от такой вот дружбы школьница забеременела. Видимо, после просмотра кого-то из начальства осенило: «Как это? Советская ученица и с животом!» Картину тут же убрали. Недавно, кстати, показывали ее по телевизору». 

Несмотря на творческий беспорядок (в мастерской повсюду свертки с афишами), в помещении довольно уютно. «Сейчас пишу рекламу на обороте печатных афиш, и здесь, считай, идеальная чистота, — подчеркивает свою аккуратность собеседник. — А когда с мелом и клеем возился, было не пройти».

В кинотеатрах больших городов над афишами обычно трудились двое. Первый мыл и грунтовал холсты, второй — писал тексты. Александру Ивановичу приходилось справляться самому. Во спасение таких вот одиноких художников к некоторым фильмам прилагались слайды с эскизами рекламы. Их вставляли в проектор и изображение перерисовывали. Вкладывались и актерские постеры. Из них плакатист вырезал портреты артистов, наклеивал на стенд, а название фильма писал вручную. Правда, фото с таких реклам нередко пропадали. Так, недосчитались в кобринских кинотеатрах снимков Аллы Пугачевой с афиши «Женщина, которая поет», Алена Делона с «Тегерана-43». 

Есть в мастерской и плакат Высоцкого. С ним, с актером то есть, у Яковчука особые отношения. Даже когда артист был «нежелательным», на всех афишах с его фильмами художник большими буквами помечал: «В главной роли Владимир Высоцкий». Хотя знал: за такую самодеятельность мог остаться и без работы. «Странное было время, «Жираф» и «Гимнастика» звучали почти из каждого дома, а картины с Владимиром Семеновичем старались показать без лишнего шума, — тогдашний абсурд не дает собеседнику покоя и сейчас. — Лет через двадцать, когда эти ленты достали с полки, нам говорили на всех афишах указывать: «Впервые». Я такого никогда не делал. Как можно назвать новым фильм, который уже крутили?»

Руководство киновидеопроката за любовь к «не тому» артисту художника-оформителя не наказывало. «Директоров у меня было много, но конфликт случился только с одним. Не знаю, что на него нашло, но однажды он привез из области подборку немого кино. Довольный, мол, эксклюзив набрал. «Кто ж в 1980-х будет такое смотреть?» — возмущаюсь. «Это классика, плакаты скорее пиши!» — спорит. Я долго возражал, но в конце концов пришлось подчиниться. Директорские ожидания, конечно, не оправдались. «Снимай эти афиши, рисуй новые!» — говорит дня через два. Я отказался. Он, видимо, понимая, что не прав, ругаться не стал. 

Не обходилось и без накладок. На одном стенде, например, несколько дней висели афиши фильмов «Верьте мне, люди» и «Хотите — верьте, хотите — нет…», «Чайковский», а под ним — «Хорошо устроился». А что делать, если даты показов лент совпадали.

Слово за слово, за разговором мы не заметили, как рабочий день подошел к концу. Александр Иванович засобирался домой: живет он в шести километрах от города в деревне Луцевичи. На малой родине, кстати, Яковчук не только художник, но и киномеханик. До видиков вечерами он крутил здесь фильмы. «Летом сеансы проходили в школьном дворе, а в остальное время года — в одном из классов, — собеседник улыбается. — Техничке убирать после нас не нравилось, и она стала жаловаться мужу-директору. Тот заступился за супругу и показы отменил. Но в райотделе культуры его не поддержали. И провели с ним такую разъяснительную беседу, что, даже уходя на пенсию, он наказал преемнику: «Тут кино вечером показывают, так вы их не трогайте». 

Александр Иванович гордится, что «Интердевочку», «Белые росы», «Маленькую Веру» его сельчане увидели раньше, чем жители Кобрина. Новые картины часто привозили во второй половине дня, и в афишу они попадали только на следующий день. «Зато я вечерком успевал показать их в Луцевичах, — говорит об уловках художник. — Человек 50—70 на такие сеансы приходило». 

…С тех пор многое изменилось: сроки проката фильмов увеличились, каждая картина идет со своей афишей. Работы у художников-оформителей вроде как уменьшилось, но Александра Яковчука такая ситуация не очень радует: «Раньше у каждого кинотеатра был свой почерк, а теперь у всех одинаковый. Скучно это…» 

КСТАТИ

В 2014 году в кинотеатре «Радуга» установили цифровое оборудование. Премьера фильма в новом формате состоялась 11 декабря. Первым в «цифре» смотрели «Хоббит: Битва пяти воинств».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter