Готовы ли предприниматели следовать нормам техрегламента Таможенного союза

Господа, давайте придерживаться регламента

Законы и правила - обязательны для всех...
Законы и правила - обязательны для всех. Только тогда будет толк. Сейчас актуально узнать, насколько бизнесмены готовы следовать нормам техрегламента Таможенного союза "О безопасности продукции легкой промышленности". Все ли поняли, как предстоит работать в равных условиях? Специалисты Госстандарта и Минторга пригласили корреспондента "СБ" посетить один из столичных торговых центров. Убедился: многие стараются работать по нормам ТС уже сейчас. Чтобы спокойно торговать, когда они заработают на нашей территории в полную силу. А кто-то, увы, продолжает надеяться на авось... 

Владельцы некоторых торговых точек своеобразно отреагировали на наш визит: через полчаса едва ли не каждая третья была уже закрыта на "технический перерыв". Заходим в первую доступную. На полках обувь и сумки. Производство, как предполагается - Турция. Но на этикетках не находим никакой информации на доступном всем языке. Не оказалось и документов, подтверждающих качество и безопасность. Требования техрегламента игнорируются полностью. Интересуемся у продавца, в курсе ли она, что если документов нет, об этом обязательно нужно сообщать покупателям. Реакция проще некуда:

- А разве техрегламент уже действует? Я слышала, что с июля...

Действительно, совместное постановление Минторга, Минсельхозпрода, Минздрава и Госстандарта, вышедшее летом, дает предпринимателям - плательщикам единого налога своеобразную "отсрочку" до следующего июля. Потом придется четко следовать нормам документа Таможенного союза. Но упрощенными способами подтверждения качества товара надо пользоваться уже сейчас. Об этом продавец вроде как не слышала... Отдаем ей образец, по которому можно составить информацию для покупателя - о том, что товар не прошел сертификацию. А еще предлагаем написать об этом большими буквами над входом или возле полки с товаром. Сообщить можно и так. Только как на это отреагирует покупатель?.. Желаем хорошей торговли и идем к соседу - естественно, пока никаких санкций Госстандарт не применяет, а лишь изучает ситуацию. 

Владелец следующей точки приятно удивил. На куртках, джемперах, сапогах есть вся информация для покупателя. На руках и документы Таможенного союза о качестве. Только, посетовал бизнесмен, пока не успел отметить товар единым знаком обращения в ТС. Говорит, заказал специальные стикеры месяц назад, а типография с потоком заказов не справляется. Неудивительно. Предприниматели были в курсе, что до ноября продлится мораторий на любые проверки, касающиеся техрегламента. Как всегда, многие ждали до последнего. А потом кинулись готовиться. Кстати, этот знак мы потом не раз видели. Три заглавные буквы: "ЕАС". Тот, кто всерьез занялся вопросом, продукцию промаркировать успел.

На часах - около полудня. А "технический перерыв" у кого-то затягивается. Обращаю внимание, что спокойнее всего на нас реагируют в павильонах, торгующих определенной маркой одежды. Да и претензий к документам там не возникает. 

Начальник отдела государственного надзора и контроля Госстандарта Игорь Буссель объяснил это так: 

- Когда идут крупные партии от одного поставщика, как правило, с подтверждением качества и безопасности все в порядке. Предприниматель, закупая товар, сразу получает у оптовика все нужные документы. В тех же точках, где ассортимент разнородный, все это закупается маленькими партиями, сертификатов чаще всего нет.

Тем временем владельцы павильонов осмелели - ну раз не штрафуют, чего бояться? - и вышли в свет. Обступили нас со всех сторон. Оказывается, у них немало вопросов. Большинство из них, честно признаться, озадачили - как вести дела, если настолько "не в теме"?.. Некоторые предприниматели, к примеру, не в курсе, что пока достаточно иметь на руках сертификат белорусского или российского образца - и он будет действительным. Что сегодня торговать можно и без документов о качестве, но тогда надо об этом сообщить потребителю. Что сертификат лучше всего требовать у оптовиков. 

Хотя те, кто знает об этом и требовал, говорят, что на российских рынках - а основная часть ассортимента везется оттуда - почти никто документов не имеет. Иногда показывают поддельные, даже не скрывая этого. У нашего мелкого бизнеса с российскими оптовиками вообще своя система взаимоотношений, понять которую стороннему человеку не так просто. Совет у заместителя председателя Госсдандарта Сергея Ивлева один: нужно в таком случае самостоятельно отдать товар для испытаний в одну из белорусских лабораторий.

Здесь позволю себе небольшой комментарий о нормах техрегламента. И о том, как с ними быть. Убедился: тот, кто хочет работать серьезно, а не просто по привычке закладывать на ширпотреб 300-процентную прибыль, не видит в новых подходах ничего сложного. Есть и другая сторона. Можно, конечно, жаловаться, что на одежду непонятного происхождения не дают "бумаг". Но ведь не просто так многие из предпринимателей сами готовы платить двойную ставку единого налога именно за то, чтобы получить право работать вообще без всяких сопроводительных документов. Значит, прекрасно понимают, что с их ассортиментом не смогут доказать происхождение и качество товара. Знают, что при испытаниях каблук может отвалиться, шов разойтись, а краска - испариться вредными выделениями. А мы потом рискуем своим здоровьем. Почему на нем кто-то может наживаться? Тут, полагаю, правила должны быть одинаковы для всех. И для крупных магазинов, и для небольших павильонов. Все мы давно воспринимаем как само собой разумеющееся: купил в магазине некачественный товар - требуй защиты своих прав потребителя. Вплоть до судебного иска в значительную сумму. В магазинах это, кстати, большей частью понимают и к покупателю относятся трепетно. Не приведи бог - конфликт... Как мне представляется - это и есть цивилизованная торговля. За которую - на словах - все кого ни спроси. Так и давайте все, пускай и постепенно, от слов переходить к делу.


Советская Белоруссия №209 (24346). Вторник, 5 ноября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter