История этой обители уходит глубоко в века

Господь управит

Жители Витебска и гости города любят прогуливаться в красивейшем месте слияния рек Витьба и Западная Двина у подножия Успенской горы. Но не каждый знает, что здесь, в старом здании по улице Толстого, 15, уже 20 лет размещается Свято-Духов женский монастырь.


Пристанище Христовых невест

Все началось с женитьбы. В 1318 году витебский князь Ярослав Васильевич из полоцкой ветви Рюриковичей выдал единственную дочь Марию за Ольгерда, сына великого князя литовского Гедемина. Через два года тесть умер, престол унаследовал зять, а Витебское княжество вошло в состав Великого Княжества Литовского.

По некоторым данным, в первой половине XIV века ради своей первой жены Марии Витебской Ольгерд крестился и построил церковь Святого Духа, при которой и основали одноименную обитель. Ее создание приписывают второй жене князя Иулиании Тверской во второй половине того же столетия. В монастыре она приняла схиму под именем Марфа, провела в этой обители последние годы жизни и там же похоронена.

Семь веков назад пристанище Христовых невест размещалось на горе в Заручавьи, где теперь находится Витебский облисполком. Не раз менялась принадлежность обители, к середине XIX века ее вообще закрыли. А 3 мая 2001 года Синод Белорусской православной церкви благословил возродить Свято-Духов женский монастырь по новому адресу, где он сейчас и расположен.

Можем только молиться

Настоятельница Свято-Духова женского монастыря матушка Ксения.
Монахиням отдали бывший жилой дом, из которого давным-давно выселили жильцов, так как здание не соответствовало новым требованиям проживания: здесь не было никаких коммуникаций.

За 20 лет обитель преобразилась. Сейчас здесь и свет проведен, и вода есть, и тепло. Сделаны кельи монахинь, трапезная, крестильня, иконная лавка, построены две церкви — в честь святой равноапостольной княгини Ольги и Святого Духа, где есть иконы, от которых прихожане получают помощь, исцеление. Например, те, кто готовится к операции или выздоравливает после нее, приходят с молитвами к иконе с частицей мощей святителя Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского (Вой­но-Ясенецкого) в храм Святого Духа.

Рассказывают, что мать, отчаявшаяся найти сына, вместе с монахиней читала акафист святителю Николаю Чудотворцу перед его иконой конца XVIII века в домовом храме святой равноапостольной княгини Ольги. Вскоре мужчина, чудом оставшийся в живых после жуткой переделки в Санкт-Петербурге, вернулся домой.

Господь всем управляет. Как бы мы ни охали-ахали, что бы мы ни делали, будет так, как Богу угодно. Мы можем только помолиться: Господи, управь так, как будет лучше, — убеждена настоятельница Свято-Духова женского монастыря матушка Ксения (Соколова).

Из Липецка в Витебск

Путь в обитель для Нины (так звали матушку до монашества) складывался непросто. Родители были людьми верую­щими, чтили православные праздники. Жила семья в российском Липецке. В то время запрещали ходить в храмы. Тем не менее мама Нины все равно умудрялась освятить крашеные яйца, пасху, кулич, хотя до ближайшей церкви было пять километров.

— Я была комсомолкой, но однажды с одноклассниками отправились на Пасху в храм. Началась служба, и тут шепнули, что появились дружинники с повязками. Мы спрятались в кустах — вот так и присутствовали на службе, оттуда и крестный ход смотрели, — вспоминает настоятельница.

После окончания средней школы девушка выучилась на медсестру в Воронеже. Вышла замуж, родила дочь, но брак не сложился, и женщина уехала в Беларусь — в Витебск к тете.

Работая медсестрой в туберкулезном санатории «Сосновка», Нина Соколова посещала службы в Свято-Георгиевском храме Витебска, там стала сестрой милосердия и 14 лет возглавляла сестричество. Сестры ездили помогать и в Вороновский дом-интернат для престарелых и инвалидов, куда в 2003 году женщина перешла работать медсестрой по благословению своего духовника отца Николая Коляды.

Нина хотела уйти в монастырь, но отец Николай не сразу благословил: «Тебе еще рано». И только спустя с десяток лет ее постригли в иночество под именем Ксения. Три года монахиня служила Господу в обители Ксении Блаженной в деревне Берники под Витебском и четвертый год возглавляет Свято-Духов женский монастырь.

Ради стяжания Святого Духа

Когда в октябре 2018 года новая настоятельница прибыла к своему месту назначения, в обители было немноголюдно: почти все уехали вместе с бывшей игуменьей. Но молитва не останавливалась, службы продолжались. Компанию матушке Ксении составили монахиня Иоанна, схимница Рафаила, одна трудница и одна послушница.

Теперь здесь десять насельниц, в основном пожилые женщины. У каждой свой путь к Богу и в монастырь. Одна монахиня в миру была начальником, другая — зубным врачом, через ее руки прошло полгорода. Кто-то в постоянном поиске, уже побывал в разных монастырях. Их объединяет то, что они не хотят мирской суеты и не видят другого смысла жизни, кроме монашества. Главная их цель — стяжание Святого Духа.

Женщины говорят, что жизнь монастырская очень радостная, потому что в обители постоянное ощущение Бога: не успела что-то высказать вслух, а Господь тут же подал. А с другой стороны, здесь нелегко, потому что враг-искуситель тоже ходит по пятам и старается хоть на чем-нибудь подловить.

— Прошу у Бога мудрости, ведь в монашестве я всего седьмой год, а тут нужно коллектив удерживать в мире и единстве, уметь сгладить назревающий конфликт. Для каждой из нас молю у Господа духовного роста от исповеди к исповеди, а для монастыря — единства, без него даже молитва не идет, — признается матушка.

Без Бога ни до порога

Те, кто готовится к операции или выздоравливает после нее, приходят с молитвами к иконе с частицей мощей святителя Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского (Войно-Ясенецкого).
Главный и первый между иноческими подвигами — подвиг молитвы. До того как в 7:30 насельницы монастыря начинают службу в храме, они успевают вычитать общее монашеское правило, а некоторые еще и свое келейное. Трапезник, которого отправляют готовить завтрак, справившись, тоже идет на службу.

— Для монашества очень важно быть на службе, это жизнь наша. Без Бога ни до порога, — говорит матушка.

После службы у каждого свое послушание: уборка, стирка, готовка — все как дома. На третьем этаже в монастыре расположилось женское духовное училище, где одна сестра преподает, а другая там же учится. Летом монахини ездят в скит, под который переделали безвозмездно предоставленное обители здание бывшей амбулатории в деревне Островно. Там их главный кормилец — огород, где они выращивают всего поне­многу, только каждый раз проблема привезти урожай, ведь своего транспорта нет. Финансы — тоже больная тема. Много средств уходит на оплату коммунальных услуг, особенно в отопительный сезон. А спонсоров у насельниц нет, живут на свои пенсии и за счет выручки с церковной лавки. Но не ропщут, говорят, добрые люди помогают прокормиться: кто картошку привезет, кто рыбу к празднику — и он обязательно состоится.

— На Рождество прихожане традиционно причащаются, и потом вместе садимся за праздничный стол. Но не трапеза главное, а радость в душе — Христос родился, — говорит матушка Ксения, и ее глаза излучают особый свет.

alimova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter