Равных белорусским дальнобойщикам на нашем континенте нет

Госграница. Далее везде

Равных белорусским "дальнобойщикам" на нашем континенте нет...

Проехав более 10 тысяч километров по дорогам Европы вместе с водителем белорусско-австрийской грузоперевозочной компании "Дженти Спедишн" Андреем Качаном, я убедился, что равных белорусским "дальнобойщикам" на нашем континенте нет.


На этот раз мы везли льняное семя из Казахстана в Бельгию, 22 тонны груза.


- Шершавенькой вам! Ни границы, ни гвоздя, ни жезла! - по традиции пожелал провожавший на базе.


Было пасмурно, моросил мелкий дождь.


- Дождь - это к удаче, - заметил Андрей. - Есть такая примета.


Имея в виду то, что теперь ехать предстояло не по разбитым российским дорогам, с приметой можно было согласиться.


Кабина "Скании" оказалась очень комфортной. Сиденье само сразу опустилось так, что через лобовое стекло открывался прекрасный обзор, и сидеть было необычайно мягко, даже в домашнем кресле не так уютно.


- Машина новая, год и два месяца от роду, - пояснил Андрей. - В ней пассажирское сиденье тоже на воздушной подушке. Чтобы не пахло табаком, чесноком или еще чем-то, время от времени автоматически срабатывает дезодорант (позже я ощутил, что мы все время ехали как бы среди цветущих луговых трав. - Авт.). Обогреватель кабины на стоянке работает от аккумулятора в заданном режиме, есть кондиционер, холодильник, морозильник, ящики для разных надобностей, бортовой компьютер, электронные датчики подсчета километража на автобанах трех европейских стран, рация, магнитола, работающая и с диска, и с флэшки, видеофиксатор всего происходящего впереди, естественно, GPS-навигатор, тахометр чиповый вместо прежних "шайб", служебный мобильник с роумингом, "дивидишник", радар, ну и все нужное другое - каждый водитель сам по своему желанию дополняет заводскую комплектацию.


- С радаром могут быть неприятности, - засомневался я.


- В России и Беларуси - можно, в Польше и Литве - нельзя, а в Германии - даже приветствуется. Однако радар в данном случае излишен. Все равно электроника не позволяет двигателю гнать машину со скоростью более 90 км/час.


Андрей, можно сказать, продолжатель рабочей династии. Его отец всю жизнь работал водителем грузовика в родных Смолевичах и иногда позволял Андрею проехать за рулем, разумеется, под своим присмотром. Скорее всего, именно потому после окончания школы парень и пошел в училище, чтобы получить специальность шофера. После окончания учебы работал сначала в Смолевичской автоколонне на ГАЗ-53, потом в других организациях на КамАЗе, МАЗе. Хлеб "дальнобойщика" попробовал в белорусско-польском СП по грузоперевозкам.


- Поначалу все складывалось вроде бы неплохо, но когда поляк начинает считать деньги, то вокруг себя уже никого не видит, - рассказывает Андрей. - Как захотел, так и заплатил. Были задержки с зарплатой. А "дальнобойщики", встречаясь на стоянках, обмениваются информацией, и мне посоветовали перейти в "Дженти". Здесь все стабильно. Всегда знаешь, сколько получишь. И задержек с выплатой денег никогда не было за все девять лет, которые я здесь работаю. Меньше тысячи евро в месяц никогда не выходило. Да и машину в рейс готовят отлично.


Время за разговорами в пути летит незаметно, и вот мы уже заезжаем на заправку недалеко от Гродно. Андрей взял линейку, чтобы выяснить, сколько солярки необходимо долить. У поляков с этим строго. Больше 600 литров в баках провозить запрещено. Штрафы за такое нарушение ощутимые плюс таможенная пошлина. Поэтому многие польские дальнобойщики предпочитают этому переходу длиннющие очереди на белорусско-литовской границе, где таких ограничений нет. Въехав с баками под завязку в Евросоюз, потерянное время они с лихвой компенсируют деньгами.


Вообще, наша граница с Евросоюзом, пожалуй, самый изнуряющий участок пути на европейском пространстве. Забегая вперед, скажу, что за такое же время, пока нас тут проверяли, мы проехали Германию, Голландию и Бельгию.


В административное здание на пограничном переходе идем с полной папкой документов. В небольшом зале тусуются очереди к разным окошкам. Привычного для границы разноязычья не слышно - только польский и русский.


В первое окошко нам нужно предъявить разрешение на выезд из Таможенного союза, "дазвол" (так его называют наши "дальнобойщики") на проезд по Польше, Германии и т.д., технические документы, потом - в кассу, потом - опять в первое окошко, потом гурьбой вслед за таможенником на площадку досмотра, чтобы получить заветный штамп и подпись - и снова обратно в очередь за окончательным оформлением документов. Белорусы к таким ситуациям приучены. Поляки же изредка комментировали происходящее словами "пся крев!" и "курва мать!".


Тем не менее на ночевку нам удалось попасть на стоянку у хорошо известного "дальнобойщикам" бара "Бялы домэк" возле Замброва, примерно в 60 км от Белостока.


В Польше сориентироваться, какая дорога платная, довольно просто. Дороги, указанные на знаках на синем фоне, - платные, на зеленом - бесплатные. От белорусской границы до ближайшего автобана едем бесплатно. Но после ухоженных белорусских обочин здесь от придорожной рекламы просто рябит в глазах. В поселках рекламные щиты буквально липнут друг к другу, громоздясь в несколько ярусов. Хозяева придорожных участков имеют с этого неплохую прибыль без всяких забот. Кроме "смажальня рыб", "заязд", "запрашам" (то есть сервисных), все остальное - о продаже. Причем первые десятка два километров от границы преобладает реклама на русском языке, явно рассчитанная на приезжих оптовиков.


Время от времени в рации звучало:


- "Дженти", привет!


Так встречали нас коллеги-земляки, уже возвращающиеся из Европы.


Машины "Дженти Спедишн" легко узнаваемы на трассе по крупно написанным бортовым номерам, по которым можно определить и номер колонны, и даже водителя (если кто знает бортовой номер его машины).


И вот въезжаем на автобан. Щелкает наш электронный датчик. Значит, сканер нас зафиксировал. Потом счет за пройденные километры будет автоматически представлен нашей грузоперевозочной компании. В других странах, где такой техники еще нет, водители "Дженти Спедишн" рассчитываются пластиковой карточкой "Шелл", причем не только за проезд, но и за заправку, и за автосервисные услуги. Наличные - только по мелочам, например на мойке.


Чем ближе к Германии, тем реже включается наша рация, работающая на русскоязычном канале. И вдруг она снова заговорила загадочным женским голосом, с соблазнительным придыханием и с едва заметным польским акцентом:


- Ва-ас приглаша-ает мо-ойка "Альфа Мари-ина". Стоимость 70 злотых. Есть стоянка, бар, бесплатный интернет, клиентам в подарок - чай, кофе, пиво, колбаски с гриля. Съедьте с автобана, на втором переезде налево и потом на третьем направо.


- Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Плутать не будем, - сказал Андрей. - Поедем туда, куда знаем.


В Германию машина должна въехать идеально чистой. В этой стране водителей-нерях не жалуют.


...Честно говоря, европейские автобаны приводят в уныние. Высокие глухие щиты по обеим сторонам вблизи населенных пунктов, ограждения из металлической сетки на всем протяжении, в лесах висящие над дорогой переходы для диких животных и т.д. Однако ехать по ним для нашего водителя - суперудовольствие.


Но вот уже и Германия остается позади. Мимоходом задеваем Голландию и останавливаемся на ночь уже в Бельгии у придорожного "Шек-бара", который не работал по случаю выходного дня во всей стране. Сварили на газовом примусе пельмени "Борисовские". После ужина и до сна - кино. У "дальнобойщиков" нет такой возможности, чтобы каждый день бежать к телевизору к очередной серии "Интернов". Потому все популярные сериалы они смотрят с диска залпом. Сколько успеют. А на следующей стоянке - продолжение следует. Потом "Интернов" меняют у коллег на "Карпова", "Карпова" - на "Ментов", и так эти диски крутятся на дорогах от Владивостока до Лиссабона.


...В 8 часов утра мы зашли в бельгийский логистический центр Gome trans, чтобы растаможить груз. Помнится, в Подмосковье такая же процедура заняла у нас более двух суток. Здесь же к нам сразу подошел молодой парень, взял документы, пролистал их, одобрительно кивнул головой и поднял вверх указательный палец правой руки.


- Документы будут готовы через один час, - перевел Андрей.


Через час мы направились на разгрузку на какую-то базу возле пограничного с Францией городка Мускрон.


Подъехали к воротам (для легковых и грузовых автомобилей въезды раздельные). Удивительно, но в сторожевой будочке не было никаких вахтеров-охранников. Андрей опустил боковое стекло, вытянул руку и нажал какую-то кнопку на желтом столбике. Шлагбаум открылся.


Нашу машину начали разгружать, а я от нечего делать побродил по базе, высаженной художественно постриженными декоративными кустарниками, впервые в своей жизни увидел грузовик с правым рулем из Англии, блондинку-"дальнобойщицу" из Бельгии да поговорил с немецким водителем.


- Почему не ездим в Россию? Да никогда в жизни! - замахал он руками. - Сутками стоять на границе, по нескольку дней на растаможке, заполнять кучу бессмысленных бумаг, угробить машину на их дорогах за один рейс и заработать мизер? Я за это время всю Европу проеду.


Не делал он секрета и из своего заработка:


- В среднем выходит 2,5 тысячи евро в месяц плюс командировочные и премии за хорошую работу. Иногда получается почти 4 тысячи евро в месяц.


В кабине у него стоял ноутбук, соединенный через мобильник с интернетом, с родными он общался по скайпу, а за спинкой кресла лежала небольшая спутниковая тарелка, которую Карл крепил к боковому зеркалу, когда во время стоянок смотрел телевизор.


После этого разговора мне стало понятно, почему не видно в России евросоюзовских "дальнобойщиков", кроме поляков да прибалтов.


...Загружались неподалеку уже в другой стране. Улыбчивый пожилой француз проводил нас на площадку, другой, еще более жизнерадостный, тут же подвез на автокаре первый объемистый пакет, и мы отправились в обратный путь раньше, чем планировали.


Место для ночевки мы начали присматривать еще за 40 километров до Ганновера, но все было забито. И все-таки на последних минутах рабочего дня смогли дотянуть до "Автохофа", где, как убеждал Андрей, места бывают всегда, потому что стоянка здесь обходится в 10 - 13 евро, хоть за час, хоть за сутки. Однако не тут-то было.


Дежурный по ганноверскому "Автохофу" был неумолим:


- Кайнэ платц! Цурюк! Цурюк! (Мест нет! Назад! Назад!)


Никакие уговоры и убеждения не помогли. Должен быть "орднунг".


Пришлось Андрею делать распечатку с чипа, записывать на ленте, что на данной дороге в это время мест для стоянки не было, и ставить свою подпись. Эту ленту нужно будет возить с собой целый месяц. Для того, чтобы контролирующие могли убедиться, что водитель помнил о режиме работы, что иного выхода не было.


Пристать удалось через 10 минут езды на небольшой стояночке, наверное, лишь потому, что ни один водитель, кроме нас, просто не рискнул парковаться с фурой впритирку с другой машиной. Здесь нужно было ювелирное мастерство.


Была на этой парковке и удивительная особенность, чего не встречалось больше нигде. Мусорные контейнеры стояли возле каждого (!) парковочного места (всего штук 20).


...Хотя живем мы и в Едином таможенном пространстве с Россией и Казахстаном, все время в нем ведется какой-то дележ. Вот и Андрею в связи с этим сообщили из офиса неприятную весть. Нет разрешения на въезд белорусских машин в Казахстан. Его прицеп переставят на машину с российскими номерами.


Что ж, остается порадоваться хотя бы тому, что рейс обошелся без встреч с европейской полицией. Если в дороге остановит полицейский и даже если все будет в полном порядке, как минимум 40 минут рабочего времени все равно будет потеряно. Потому как, кроме проверки, обязательно составляется протокол, что "аллес ин орднунг" или "вшыстко в пожондку".


Полицейских мы видели лишь три раза на авариях в Германии, Голландии и Франции да однажды машину транспортного контроля также в Германии, мимо которой благополучно проехали нетронутыми, как и положено, со скоростью 40 км/час.


...И вот мы снова подъезжаем к пограничному переходу "Кузница - Брузги". Очередь грузовиков - 6,5 км. К ночи перебрались на свою сторону, за ночь прошли пограничный контроль и рентген. До дома осталось всего несколько часов пути. Честно говоря, я смертельно устал от непривычно длинной дороги и бесконечных новых впечатлений. А у ребят как будто открылось второе дыхание. Откуда только бодрость взялась? Они уже горячо обсуждали свои новые маршруты.


Иван ГЕРАСЮК.

 

Советская Белоруссия №160 (24297). Среда, 28 августа 2013 года

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter