Горючее — по минимуму

Вопрос: «Куда уходит топливо?» сегодня для бизнеса является особенно острым...

Вопрос: «Куда уходит топливо?» сегодня для бизнеса является особенно острым — в условиях кризиса многие предприятия бросились сокращать расходную часть своих бюджетов, и одним из первых досталось транспортным затратам. В редкой организации нормы расхода горючего не подверглись корректировке, причем «бензиновым секвестром» отметились все компании независимо от сферы их деятельности — на топливе нынче серьезно экономят и сельхозпроизводители, и перевозчики, и просто курьерские службы… Впрочем, специалисты утверждают: если просто «резать» литры — проблемы это не решит. Смекалистый водитель всегда найдет способ слить со служебной машины канистру-другую для личного пользования. Гораздо эффективнее использовать новые технологии. На белорусском рынке не первый год присутствуют системы контроля за расходом топлива (СКРТ) — электронные датчики, способные не просто дать владельцу транспорта информацию о составе и объеме горючего в баках, но и предоставить спектр уникальных данных, используя которые можно оптимизировать транспортные расходы.

В конце прошлого года, чтобы топливо не уходило налево, было принято решение во время производства подкрашивать его в сигнальные зеленый и синий цвета. Если в баках частного транспорта плещется такая жидкость — значит, дело нечистое. Проблема в том, что проконтролировать каждый бензобак невозможно, да и в глобальном плане проблему воровства горюче-смазочных материалов это не решит. Впрочем, производители СКРТ утверждают: при помощи их оборудования расход горючего можно учитывать до одного литра благодаря тому, что в топливной системе автомобиля, погрузчика или трактора установлены датчики оценки количества использованного топлива на единицу выработанной энергии. Они показывают не только соответствие расхода дизтоплива установленным нормам, но и играют роль «тревожной кнопки». Если система фиксирует нарушение нормативов, техникой начинает заниматься ремонтная бригада.

Системы СКРТ с 2004 года эксплуатируются на многих предприятиях Беларуси, России, стран СНГ и Евросоюза. Причем ведущие автопроизводители — заводы «Амкодор», МАЗ, АМАЗ, «УралАЗ» — давно включили СКРТ в свою конструкторскую документацию на серийную продукцию и устанавливают терминалы прямо на конвейере. «Но привычная для транспортников аббревиатура СКРТ уже не совсем соответствует действительности — мы сегодня предпочитаем говорить «система контроля топлива и мониторинга транспорта», ведь в руках руководства компаний, использующих эти технологии, не только инструмент, позволяющий полностью контролировать топливную составляющую. Технологии способны предоставить самый широкий перечень данных, причем настолько обширных и точных, что на их основе можно проводить самый тщательный анализ», — говорит директор компании «Технотон» Александр Каплунский.

Специалист рассказывает: проблему контроля транспорта можно решать как путем установки достаточно простых СКРТ-счетчиков, так и многофункциональных — при помощи спутниковой системы слежения посредством GPS-навигаторов. В компании недавно была разработана система оперативного мониторинга «ORF Monitor»: посредством специальных устройств в режиме реального времени можно контролировать маршрут транспорта и расход топлива и в конечном счете экономить деньги. Оборудование, установленное на грузовик, шлет бортовые отчеты на спутник, а тот, в свою очередь, пересылает ее на сервер перевозчика. К примеру, оператор компании в любой момент может посмотреть на карте маршрут следования фуры, понять, где в настоящий момент находится машина, определить, насколько эффективно водитель расходует топливо, как часто он заправлялся на своем пути, какое количество солярки влил в бензобак… В странах Западной Европы, где GPS-контроль используется не первый год, подсчитали: прибор сокращает время поездки на 10—12 %, а расход топлива — на 30 %. Однако издержки здесь тоже немалые: для того чтобы оборудовать спутниковой системой слежения один автомобиль, нужно потратить около $ 500, плюс ежемесячное ее обслуживание. И поэтому перевозчики пока еще размышляют: целесообразно ли вкладывать деньги в GPS?

Транспортники считают: сама по себе топливная экономия неэффективна. Поставить системы контроля за расходом топлива — это только полдела, необходимо следить и за водителями грузовиков. Если не наладить контроль за их работой, купленную соляру будут либо неразумно жечь, либо сливать налево. Многие компании всегда закладывали в тарифы риск воровства. Закрывали глаза на то, что дальнобойщики банально продают топливо, — перекладывали издержки на грузовладельца. Потому в компаниях иногда используют более простые и менее затратные методы. Транспортники предпочитают устанавливать жесткие нормы потребления топлива на 1 км пути. Если водитель выходит за рамки нормативов, цену соляры, закупленной сверх отведенных объемов, он компенсирует из своего кармана. За экономию топлива получает премию. Контролировать водителей помогают поставщики ГСМ. Они вводят лимиты по платежным картам, которые получают дальнобойщики для оплаты услуг АЗС. Установив предельно допустимую сумму трат на топливо каждому водителю, перевозчик делает перерасход попросту невозможным. Сейчас такой сервис очень популярен. Хотя до кризиса с просьбой ввести лимиты транспортники к заправщикам обращались редко.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter