Горячие «скандинавские» аукционы

В белорусском Интернете появляется все больше «скандинавских» аукционов

В белорусском сегменте сети Интернет все большее распространение получает новый вид интерактивных сервисов — так называемые «скандинавские» аукционы. На первый взгляд, в этих системах торгов ничего крамольного нет — они позволяют участникам покупать вещи дешевле, чем они стоят на самом деле. Но нередко получается так, что покупатель переплачивает за товар, сам того не подозревая.

«Скандинавский» аукционный принцип — холоден и нордически выдержан. Товар выставляется на продажу по минимальной стоимости, чем сразу привлекает внимание. Купить ноутбук или новый сотовый телефон за $ 10—20 хочется многим. После этого участники аукциона, проводящегося в сети Интернет, начинают делать ставки на повышение с фиксированным шагом. Размер такой ставки — незначителен, а вот за право ее сделать придется заплатить, отправив SMS с телефона, причем плата за повышение гораздо выше самой ставки. В результате лот достается тому, кто сделал последнюю ставку, продержавшуюся определенное количество времени. «Фактически система «скандинавских» аукционов построена, как и любой другой аукцион, на повышении цены за предлагаемый товар. Разница состоит в том, что на обычном аукционе пользователю нет необходимости платить за каждую возможность предложить свою цену, в то время как на «скандинавском» действуют тарифы на эту услугу. В Беларуси это стоит около 800 белорусских рублей за SMS-ку», — резюмирует редактор ресурса Kosht.com Алексей Жуков.

Правда, у системы есть еще одно маленькое «но»: достаточно вспомнить, что мы живем в мире высоких технологий, а соответственно и программы у нас тоже следят за тем, чтобы компания — организатор торгов оставалась в выигрыше. Это означает, что компьютерная программа в последние секунды торгов будет автоматически поднимать ставку до тех пор, пока итоговая цена не достигнет привлекательного для организаторов порога.

Конечно, никто не может утверждать, что подобные сайты — это не самое обычное мошенничество. Ведь прозрачности на них нет абсолютно никакой. Нельзя же проверить, кто именно накручивает ставки. Вполне возможно, что виртуальных или подставных участников аукциона привлекают сами владельцы сайта. Интернет-порталы зарабатывают как раз на взимании платы за SMS, которыми повышаются ставки. Ведь даже 5-6 активно торгующихся участников аукциона способны значительно пополнить карман продавца, в разы перекрыв цену выставленного на аукцион товара.

На прошлой неделе глава государства подписал Указ, в соответствии с которым был введен запрет на установление и взимание с участника аукциона платы за организацию, проведение либо участие в нем. Эксперты говорят, что в целом документ был ориентирован на упорядочение работы по продаже неиспользуемой госсобственности. Но специалисты отмечают, что в стране есть ряд аукционных систем, деятельность которых следовало бы строго регламентировать. Дело в том, что «скандинавские» аукционы очень трудно классифицировать. «Мы, пожалуй, — единственная структура, которая выходила на рынок, предварительно серьезно прощупав почву, — рассказывает директор компании «Абсолют-престиж» Андрей Мошункин. — Мы отправляли запросы в Минспорта и туризма, Минторг, Минфин с просьбой каким-либо образом классифицировать вид деятельности «скандинавских» аукционов. Сначала нас хотели признать азартной игрой, но в итоге мы получили «звание» интернет-магазина. Несмотря на некоторые отличия, получается, что мы занимаемся розничной торговлей по образцам».

Родина «скандинавских» аукционов — Европа. В 2005 году в Германии появился сайт Swoopo, локальные версии которого в настоящее время пользуются успехом в Великобритании, США, Испании, Австрии. Все региональные отделения Swoopo работают с одной базой данных, то есть во всех странах идут одни и те же торги. В Финляндии популярен аукцион Fiksuhuuto.fi, в Эстонии — Sendioksjon.ee.

На постсоветском пространстве такие проекты появились недавно. Одной из первых европейскую идею на российскую почву перенесла молодая петербургская компания «Веб-Дискавери». В настоящее время она является владельцем крупнейшей в Рунете сети «скандинавских» аукционов, лидер среди которых — Gagen.ru. Сегодня посещаемость этого ресурса составляет порядка 120 тыс. пользователей в день. В Рунете аналогами или очень похожими версиями Gagen.ru являются аукционы Getbuy.ru, Orbex.ru. А вот в Беларуси «скандинавских» аукционов пока меньше десятка, хотя они набирают обороты. По всей видимости, вскоре Байнет может пережить настоящее нашествие интернет-магазинов, продающих свои товары с применением новых маркетинговых технологий.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter