Горячие монологи в пустыне
13.07.2011
Бездомный театр
Несмотря на очевидную смену форматов и зрительских предпочтений, находятся те, кто развивает моноспектакль в Беларуси, считая, что его потенциал еще не исчерпан. Актер Национального академического театра им. М.Горького Валерий Шушкевич не боится вслед за Константином Райкиным обращаться к Достоевскому. Его моноспектакль «Достоевский вопрос» в постановке Владимира Матросова стал лауреатом Международного фестиваля камерных спектаклей по произведениям писателя в 2010 году в Старой Руссе. И получил сразу две награды: за лучший спектакль и лучшую мужскую роль.
Зрелище вытеснило искусство?
Парадокс: спектакль, который невозможно увидеть в ближайшее время в Минске, так и не обретший свое пристанище, — ждут за границей. В августе «Достоевский вопрос» поедет в Хмельницкий, в октябре — в Москву, Литву, Польшу.
«У нас проходил свой Международный фестиваль моноспектаклей «Я», но и тот заглох», — напоминает признанный мастер моноформы заслуженный артист Беларуси Владимир Шелестов. Ставить для себя он стал еще в 1996 году. Воплотил на сцене «Кроткую», «Седую легенду», «Бориса Годунова», «Пугачева», получившего награду одного из «Золотых Витязей»:
— Сегодня ко мне приходят в основном школьники. Играю только «Седую легенду» Короткевича. Взрослые появляются в зрительном зале редко. Нет рекламы. О моих опытах просто никто не знает. Стационарный театр, по моим ощущениям, не заинтересован в развитии моноспектакля по банальной причине: такие постановки не приносят прибыли. Вот недавно показал «Нос» руководству своего Русского театра, снял его на пленку, всем понравилось. Но постоянной площадки для него нет. Искать ее — занятие трудоемкое, возраст уже не тот, не хочу этим заниматься, я — актер по профессии, а не продюсер. Тем не менее верю, что узкой прослойке интеллигентного зрителя это все–таки нужно. Иначе не готовил бы сейчас спектакль по Лермонтову, не возобновлял бы снова «Кроткую».
Шелестов уверен, что никакого кризиса жанра нет, есть его перерождение: «Кто интересовался этим форматом, так и продолжает интересоваться. Уже 20 лет продолжает работать поэтический театр Галины Дягилевой «Знiч», и зритель к ним приходит. Значит, есть шанс, что все будет развиваться».
Опереться на себя
«Несмотря на все трудности, эта форма по–прежнему зрителю интересна, — уверен в ее потенциале Геннадий Степанович. — Почему она непопулярна? Трудно сказать. По–моему, здесь, как в любви, главное увлечься. Когда я прочел пьесу Владимира Савицкого по «Шляхтичу Завальне» Яна Барщевского, понял, что из этого действительно может получиться полноценный спектакль.
Конечно, не каждый актер на это способен. К условиям существования на сцене надо привыкнуть. Одно дело, когда есть партнер на сцене и ты можешь на него опереться. Забыл фразу, тебе ее подскажут каким–то наводящим вопросом. Когда ты один на сцене — никто тебя не спасет. В этом и трудность, и интерес».
Овсянников согласен, что подобных спектаклей действительно мало на наших подмостках: «И очень жаль. Актеры лишены дополнительной возможности для самореализации. Можно сказать, что действительно наступил какой–то кризис жанра. Для себя я решил, что повторю эту попытку, только если подвернется что–нибудь уж очень интересное. Как таковой классической пьесы–монолога нет, но можно придумать что–то самому, взять монологи из пьес Макаенка, Купалы и сделать композицию...»
Сегодня все чаще говорят о том, что прежняя система стационарного театра изживает себя. Вполне возможно, что и полноценные моноспектакли исчезнут от того, что произошла переориентация на зарабатывание быстрых денег, зрелищность и эффектность? Только что–то подсказывает: театр в этом случае непоправимо обеднеет.