Главный тренер сборной Беларуси по плаванию Дмитрий Манцевич: неудача в Казани сплотила команду

Горы испортили воду

Чемпионат мира по водным видам спорта в Казани обернулся для Беларуси неожиданной медалью в доселе мало кому известном хай–дайвинге и еще более неожиданным провалом сборной по плаванию. Если успехам Яны Нестеровой удивлялись, на прыгунов в воду скромно надеялись, то от пловцов наград ждали. И имели на то основания. На предварявшем чемпионат мира Кубке Беларуси лидеры сборной показывали результаты, с которыми просто обязаны были претендовать на пьедестал. Из Казани же команда вернулась с лучшим результатом в виде десятого места Павла Санковича. И вопросов к главному тренеру — Дмитрию Манцевичу — накопилось немало.


Дмитрий Манцевич

— Как вам чемпионат?

— Сам по себе турнир очень понравился. Много высоких результатов и мировых рекордов, очень высокая плотность в итоговых протоколах. Что же касается наших ребят, то их выступление стало для нас полнейшей неожиданностью. Оба контрольных старта, в которых спортсмены принимали участие после окончания подготовки, показали их отличную форму и конкурентоспособность. Саша Герасименя, например, так быстро в нынешнем году не плавала вовсе. Более того, результаты практически всех лидеров, показанные после второго макроцикла подготовки и в апреле, выводили белорусских пловцов в число мировых лидеров. По прилете в Казань нам раздали мировые рейтинг–листы, в которых Герасименя, например, значилась в десятке на дистанциях 50 и 100 метров вольным стилем, Евгений Цуркин на «брассовой» стометровке был и вовсе вторым, а Павел Санкович — четвертым. Понятно, что мы не без оснований рассчитывали, что все ребята эту статистику подтвердят.

Александра Герасименя. Фото  РЕЙТЕР
Александра Герасименя. Фото  РЕЙТЕР

— Как же получилось, что имевшая такие результаты и постепенно прибавлявшая команда за пару недель вдруг оказалась не похожа сама на себя? Не саботировали же ребята чемпионат, в конце концов...

— Причин тут несколько. Во–первых, команда командой, но половина ребят в ней готовятся по своим планам. Артем Мачекин тренируется в Швейцарии у Геннадия Турецкого. Павел Санкович и Светлана Хохлова большей частью работают в Америке, Арсений Кухарев хоть и ездит со сборной, но готовится по индивидуальному плану. Влиять на этот процесс я могу лишь весьма косвенно, и потому сюрпризы случаются весьма регулярно. Но причина нынешнего провала большей частью все–таки в другом. Я проанализировал ход подготовки и пришел к выводу, что все испортила смена места среднегорной подготовки. Это существенный момент, так как разные горы и разная высота дают различный эффект воздействия на организм и так называемый «выход». Отложенный эффект, значительно улучшающий форму атлетов. Первые два макроцикла мы работали во Франции, однако перед третьим и решающим тот спортивный комплекс, в котором, кстати, Герасименя готовилась к прежним чемпионатам мира, закрыли на ремонт. Пришлось срочно искать варианты. Остановились на бассейне в районе озера Иссык–Куль. Нам его рекомендовали, и место оказалось очень хорошим. К тому же находилось на полпути в Южную Корею, где проходила Универсиада. Однако, как выяснилось, тренировки там дают совсем иной эффект. После Франции Герасименя, например, выходила на пик формы через месяц, а в этот раз пик случился уже на пятнадцатый день. До конца июля команда плыла очень быстро, а к старту чемпионата мира форма начала падать. 

Павел Санкович. Фото  РЕЙТЕР
Павел Санкович. Фото  РЕЙТЕР

— Выходит, результаты Кубка Беларуси, которые многие рассматривали как весьма обнадеживающие, вас, наоборот, расстраивали?

— Нет, мы, конечно, радовались. Но оказалось, преждевременно: надстроить результат мы не смогли. Это, конечно, моя вина и мое личное поражение как тренера. Я ведь планирую подготовку, я выбираю место, обсуждаю и собираю о нем информацию. К счастью, к ситуации все — и ребята, и руководство федерации — отнеслись с пониманием. Да и мы старались настроить спортсменов на бой. Форма формой, но потенциал–то у команды все равно был высоким, даже при том, что пловцов уже «не несло». Но здесь добавились психологические проблемы. Евгений Цуркин, например, в первый день соревнований хотел плыть дистанцию 50 метров брассом. В этом случае ему пришлось бы сперва стартовать на «личной» дистанции, потом в «вольной» эстафете, а после — опять в «личном» в полуфинале. Мы обсуждали с ним этот момент, и Женя сказал: «Я хочу плыть». Он был уверен, что, занимая второе место в мировой классификации, в финал он точно выйдет даже при таком графике. Если бы это случилось, то, повторив свои обычные секунды, Цуркин завоевал бы медаль. И нам с ним, поверьте, было очень тяжело с трибун наблюдать за финалом, в котором никто из лидеров не показал ничего сверхъестественного. Мы понимали, что одну медаль мы «прошляпили», и это всех порядком напрягло. Ведь еще никогда сборная Беларуси не приезжала на топ–турнир с такими сильными позициями, и ребята попросту оказались не готовы к такому повороту. Включая Сашу Герасименю, для которой нынешний чемпионат мира был значимым вдвойне. Предыдущий–то она пропустила, и результата, от которого можно было бы оттолкнуться, у нее не было. К тому же в прежние годы Елена Климова — тренер Саши — не раз говорила о важности участия Герасимени в эстафете, проходящей в первый день. Этот выброс адреналина позволял потом более спокойно готовиться к личным стартам. В этот раз женской эстафеты у нас не набралось, и Александре пришлось пять дней в ожидании своего старта смотреть, как другие рушат мировые рекорды. Это очень нелегко, и Саша сама это не раз повторяла.

Евгений Цуркин. Фото  РЕЙТЕР
Евгений Цуркин. Фото  РЕЙТЕР

— Как теперь бороться с последствиями провала?

— Для начала понять, что это не катастрофа, а чемпионат — не последний. Благо и тренеры, и спортсмены, с которыми мы проводили собрания, считают так же. Да, мы ошиблись, что, кстати, в моей практике случалось всего пару раз. Да, сложилось все неудачно, хотя есть и ребята вроде Павла Санковича, Антона Лапкина, которые переписали или были близки к личным рекордам на некоторых дистанциях. Но при этом результаты, которые спортсмены показывали на Кубке страны, были достаточно хороши даже для мировых финалов. А значит, потенциал у команды очень высок. Мы не собираемся менять подготовку. Более того, Павел Санкович и Светлана Хохлова договариваются сейчас о том, чтобы больше времени тренироваться со сборной. Артем Мочекин также намерен присоединяться к нам на всех сборах. Говорит, увидел потенциал и перспективу. Неудача сплотила команду. И меня это радует. Уже совсем скоро для нас стартует олимпийский сезон, ремонт во французском среднегорном спорткомплексе заканчивается 1 января, и, надеюсь, мы сможем туда вернуться. А что касается перспектив, то и Саша, и Евгений, и Павел даже после чемпионата мира смогли сохранить свои места среди лидеров мировых рейтинг–листов. Это ведь о чем–то да говорит!

komashko@sb.by

Советская Белоруссия № 153 (24783). Четверг, 13 августа 2015

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter