Почему подорожал торфобрикет для жителей Иканского сельсовета Борисовского района и кто в этом виноват?

Гортоп уполномочен, а завод нет

Вот такую базу предоставили Борисовскому филиалу ГП «Миноблтопливо».
В шестикратное удорожание доставки торфобрикета, о чем написал в редакцию житель Зембина Леонтий Заровский, признаться, верилось с трудом. Леонтий Иванович изложил в письме предысторию очень эмоционально: «В конце пятидесятых в д. Ганцевичи Борисовского района был построен брикетный завод. С января 2021 завод закрыли…» Сейчас, продолжает читатель, торфобрикет «возят автотранспортом с «Усяжи» (ОАО «ТБЗ Усяж». — Прим. авт.) в Борисовский гортопсбыт, база которого находится в агрогородке Лошница. Под базу отдан бывший завод «Агромаш», база не оборудована, нет даже весов. Автоматически возросла стоимость брикетов, особенно доставки, не организована вывозка». Далее приводит пример. Стоимость тонны в прошлом году 31,5 рубля, в этом — 36. Доставка в 2020-м в Зембин из Ганцевичей (18 километров) 50 рублей, теперь привезти с базы в Лошнице в Зембин (48 километров) стоит 180 рублей. Для более отдаленных деревень, таких как Иканы, Нивки, и вовсе около 230 рублей.

Да, доставка очень дорогая, подтвердили в местном сельсовете:

— Ганцевичский завод в свое время объединили с Усяжским ТБЗ, с января закрыли как нерентабельный. Оборудование уже порезали и сдали в металлолом. Сырье, а торфоразработки еще остались, возят в Усяж, что в Смолевичском районе, это более 80 километров — там производят брикет. Не столь важно, что он подорожал. Люди взбудоражены стоимостью доставки. Машина вначале загружается под Смолевичами, потом идет в Лошницу на гортоповскую базу, потом на Борисов, потому что нет прямой дороги к нам, и только потом в Зембин и окружающие деревни. Один километр пробега — 2 рубля 27 копеек. Нам объяснили, что загружают сразу около 7 тонн, 3,5 тонны, положенные сельчанам по льготным ценам, возить, чтобы сразу доставить из Усяжа потребителям в деревни Иканского сельсовета, невыгодно. Вот и получается, что мы оплачиваем дорогу туда и обратно. В Иканах все жители написали заявления на установку электрического отопления. Но пока такой возможности нет. Новую подстанцию планируют поставить не раньше 2024 года.

Чтобы разобраться в маршруте грузовиков, стоит взглянуть на карту. И впрямь — столько лишних передвижений! Действительно, правой рукой, как говорят, достают левое ухо.

Мы приехали в Зембин вместе с руководителем Борисовского филиала ГП «Миноблтопливо» (по старинке — гортоп) Виктором Кротом. По пути он заверил, что они готовы рассматривать разные выходы из создавшейся ситуации.

Усадьба автора письма, Леонтия Ивановича Заровского, выделяется ухоженностью и порядком. Хоздвор за домом, в сарае запас брикета на целую зиму, да и дров полно. Но настоящий хозяин привык сани готовить летом. В чем никого нельзя упрекнуть. Оглянуться не успеешь, как зима накатит. У сельских жителей, что называется, забота о холодной поре года заложена в генах. Леонтий Иванович в прошлом главный агроном местного хозяйства — сейчас ОАО «Зембинский». Говорит, многих работников беспокоит цена вопроса. В Зембине целая улица с водопроводом и паровым отоплением. Привыкли к удобствам, за которые, следует напомнить, частично расходы взяло на себя государство. Для сельчан, у кого не проведен газ, торфобрикет продают по дотированной цене — 28 рублей 57 копеек. Эта льгота проводится через филиалы «Облтоплива». Государственные деньги, конечно, строго контролируются, пояснила ведущий экономист Борисовского филиала Наталья Ходоренок:

— На календарный год каждому домовладению по льготной цене положены 4,9 кубометра дров либо 3,5 тонны брикета плюс 1,2 куба дров, так сказать, на растопку. Каждый сельсовет ежегодно обновляет списки своих потребителей. Кто-то провел природный газ или подключил электрокотел, они выпадают из базы. Борисовмежрайгаз постоянно присылает данные, по каким адресам прошла газификация.

Может, ну его, брикет! Многие обходятся исключительно дровами. Леонтий Иванович просчитал и такой вариант:

Леонтий ЗАРОВСКИЙ — запасливый хозяин и небезразличный к проблемам односельчан.
— На 5 мая кубометр хлыстов в лесхозе стоил 24 рубля, на 5 июня — 26 рублей 40 копеек. По 31 рублю 50 копеек покупал из Ганцевичей брикет. Мне сжечь тонну брикета равнозначно прицепу дров. Пять тонн расходуется в суровую зиму — значит, надо пять прицепов. Пусть вмещается самое малое 5 кубов. Итого: 660 рублей плюс доставка, а еще надо попилить, поколоть и сложить. С поколкой набегает тысяча. А я платил за брикет немногим больше 200 руб­лей. Да и в лесхозе сообщили: дров нет и будут через месяца три.

Но в гортопе ответили, что и брикета нет. У важной для сельского жителя организации с марта поменялось место расположения. После переезда она все еще на чемоданах: ангар бывшего завода «Агромаш» в Лошнице, выделенный филиалу «Миноблтоплива», с дырявой крышей, света и воды на базе нет, невозможно подключить станки и лесопильную линию, выручающую во взаиморасчетах. Нет даже бытовок — рабочие переодеваются прямо на улице. Раньше филиал и его производственная база находились в Борисове по адресу Демина, 7. Напротив мясокомбината, где есть остановка общественного транспорта. Человек мог приехать, выписать топливо и уехать тем же автобусом назад на вокзал, чтобы добраться до своей деревни. Но эту площадку отдали под расширение ИООО «СВУДС экспорт», там у предприятия будет мебельное производство. Понятно, что для района иностранное общество с ограниченной ответственностью — значимый налогоплательщик и ему надо давать зеленый свет. Стечение этих обстоятельств и породило неудобства для потребителей.

— Мы всегда думаем об интересах людей, — словно в оправдание говорит Наталья Ходоренок. — Идем навстречу с оплатой. Подыскали новый офис рядом с автовокзалом, чтобы удобно было к нам добраться. Гортоп берет за доставку только за груженую машину — в одну сторону. Пытаемся с Усяжем договориться, чтобы выписывать накладные у нас. Там же оплатить, но своей машиной забрать непосредственно на заводе.

Переговорный процесс пока на мертвой точке. Только два дня в неделю завод дал в июне Борисовскому филиалу для отгрузки брикета. Много потребителей — Смолевичский, частично Минский районы получают тут топливо. Всех одномоментно не примешь. Пока нет ажиотажа, лето впереди. В августе и в начале осени посыплются жалобы, предвидят в Борисовском филиале. В районе много домовладений, пользующихся этим видом топлива. За прошлый год реализовано 1817,5 тонны.

У Леонтия Ивановича в папочке лежит еще одно письмо — с двумя десятками подписей с двух деревень. Жалоба, я так понимаю, пока в резерве — на отправление в высокие инстанции. А вот в райисполком сельчане не обращались. Хотя в районе знают о проблеме. Знают, но не решают почему-то ее…

Сами жители предлагают несколько путей удешевления доставки.

Первое. Сделать короче плечо перевозки. Почему бы попутно Усяжскому заводу не завозить брикет в Ганцевичи, где осталось место для его хранения, весы и весовщица? Все равно машины делают холостые рейсы за торфом. Этого консенсуса можно достичь на областном уровне.

Второе решение — отпускать топливо населению прямо с Усяжского ТБЗ.

Но завод не может, потому что не уполномочен работать с населением по льготам. У них отпускная цена — 94 рубля 20 копеек.

— Надо выйти на область, — настаивает Леонтий Иванович. — Выход какой-то должен быть.

В этом наш читатель абсолютно прав.

Президент Беларуси постоянно подчеркивает, что в основе социально-экономической политики Беларуси всегда была, есть и будет забота о человеке. Об этом важно знать и помнить всегда, даже в исключительных и особо сложных случаях. Таких, как, например, этот — со снабжением торфобрикетом. Территориальные или ведомственные границы — Усяжский завод находится в Смолевичском районе и подчиняется ГПО «Белтопгаз», а пострадали от пертурбаций в отрасли жители Борисовского — никоим образом не должны мешать государственным интересам. «Для людей, особенно с невысокими доходами, цены являются социальной и политической категорией. Здесь справедливость действительно превыше всего», — это заявление Президента на VI Всебелорусском народном собрании касается в том числе и стоимости социально значимых услуг.

Но в управлении торфяной промышленности «Белтопгаза» пояснили, что их предприятия производят и отпускают брикет гортопам, а за транспортировку не отвечают. Но именно закрытие завода в Ганцевичах, пусть и по объективным причинам, создало неудобства потребителям. Долгое время брикет возили из Ганцевичей. Почему бы не разрулить вновь такую доставку, возобновить устоявшийся маршрут? О чем и просят люди. Каким образом это сделать? Ответ на этот вопрос и должны дать два ведомства — «Белтопгаз» и «Миноблтопливо». И как можно скорее.

klimovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter