Великий пост начинается у православных верующих 11 марта 2019 года

Горшки, которые не боги обжигали

Надо заметить, отношение к марту-«сакавіку» в народе всегда было несколько настороженным. С одной стороны, сказывался его в определенном смысле радикальный погодный характер, когда происходит активное таяние снега, на реках бушует ледоход, обширные территории захватывает паводок и лодка становится главным транспортным средством. С другой стороны, в прежние времена к марту уже заметно ощущалась нехватка кормов для домашнего скота, да и организм человека уставал от холода, недостатка витаминов и солнечного света. Люди в это время чаще болели, даже герой поэмы Ф.Богушевича «Кепска будзе», сетуя на свою горькую долю, обвинял март: «А ўсе ў марцы…»


Як я толькі нарадзіўся —

Бацька сказаў: «Кепска будзе!»

Ну дык жа ж не памыліўся:

Здзекавалісь Бог і людзе.

А чым кепска? — бо на марцы

Я радзіўся (пост праўдзівы,

Цяжкі месяц гаспадарцы.

Як пражыў хто, — будзе жывы)…

(Ф.Багушэвіч. «Кепска будзе»)
Православный Великий пост: 11 марта — 27 апреля

Первый день Великого поста (в нынешнем году — 11 марта) у восточных славян называли Чистым понедельником: в каждом доме независимо от его социального статуса все очень тщательно мылось, скреблось, чистилось, и особенно — различная хозяйственная утварь. Горшки, сковороды обваривались кипятком, прокаливались на огне, чтобы на них не осталось и следа скоромной пищи.

Когда-то давно посуда была «самаробнай» и изготавливалась из простых и доступных природных материалов: дерева, глины, коры, луба, бересты, лозы… В зависимости от технологии делилась на бондарную: «кадушкі, бочкі, дзежкі, цэбры, ражкі, кублы, вёдры, даёнкі, бойкі» и «выдолбленную»: «начоўкі, кадаўбы, карцы, міскі» и т.д. Из бересты делали бочечки для меда, сальницы. Из луба — емкости для зерна, семян, а также — «лубянкі, рэшаты, сявенькі». Емкости для сыпучих продуктов делали из лозы, лыка, соломы, лучины, берестяной ленты: из них изготавливали как маленькие «гарлачыкі», так и огромные, в рост человека, «кублы» и короба для хранения зерна. Некоторые виды емкостей имели специально заданную вместимость и служили мерой для сыпучих и жидких продуктов: это «кварта», «гарнец», «бочка віленская». Традиционная народная посуда отличалась простотой и лаконичностью форм, функциональностью и практичностью.

Еда обычно готовилась в горшках. Интересно, что в многочисленных ритуальных действиях горшок символизировал как самого человека (в большей мере — голову и чрево), так и его дом — земное жилище, а после и последнее — «дамавіну». Нередко в ритуальной практике использовались горшки с дырой. Например, их бросали в «нячысціка», который, как верили, завелся в хозяйстве: считалось, таким образом нежелательного постояльца можно прогнать со своей территории.  

В первый день Великого поста по правилам человеку необходимо было очистить также полость рта, причем вместо зубочистки использовали шило — отсюда название «шыльны панядзелак». Существовало и третье название — «паласказуб». Происходило оно оттого, что мужчины использовали в качестве «очистителя» «чарку гарэлкі».

Великий пост известен своими строгими правилами, ограничениями и запретами. Причем многое распространялось и на детей, достигших трехлетнего возраста. Но народные традиции предписывали все делать продуманно и деликатно. Поэтому, когда сжигали чучело Масленицы, малышам говорили, что на костре сгорела и привычная в другое время еда. А отсутствие молока объясняли тем, что оно необходимо для недавно родившейся телочки, которая без него быстро не вырастет. Ведь пост для верующего не наказание, а время испытания себя и осмысления своей жизни.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter