Городская колыбель

В  Брестской  крепости  ищут  фундамент  первой  белорусской  ратуши О том, что в Бресте была ратуша, знали давно и наверняка. Но где она стояла, как выглядела – не мог сказать никто. Символ независимости города считался безвозвратно потерянным для ученых и истории. Доподлинно известно было лишь то, что Берестье (древнее название города) первым в Беларуси получило грамоту на Магдебургское право, в 1390 году (на три года позже Вильно). Лишь затем самоуправление обрели Гродно (1391 год), Слуцк (1441 год). В Минск Магдебургское право пришло только в 1499 году. И вот сейчас появилась надежда найти фундамент древней ратуши. Искать долго не придется. Место, где она находилась, уже известно – в полусотне метров от реки Мухавец, прямо на территории Мемориального комплекса «Брестская крепость-герой». Подал идею и выполнил расчеты Анатолий Гладыщук, краевед, любитель истории, заведующий кафедрой физики Брестского государственного технического университета...

В  Брестской  крепости  ищут  фундамент  первой  белорусской  ратуши

О том, что в Бресте была ратуша, знали давно и наверняка. Но где она стояла, как выглядела – не мог сказать никто. Символ независимости города считался безвозвратно потерянным для ученых и истории. Доподлинно известно было лишь то, что Берестье (древнее название города) первым в Беларуси получило грамоту на Магдебургское право, в 1390 году (на три года позже Вильно). Лишь затем самоуправление обрели Гродно (1391 год), Слуцк (1441 год). В Минск Магдебургское право пришло только в 1499 году.

И вот сейчас появилась надежда найти фундамент древней ратуши. Искать долго не придется. Место, где она находилась, уже известно – в полусотне метров от реки Мухавец, прямо на территории Мемориального комплекса «Брестская крепость-герой». Подал идею и выполнил расчеты Анатолий Гладыщук, краевед, любитель истории, заведующий кафедрой физики Брестского государственного технического университета.

– В ноябре прошлого года в Брестской областной библиотеке я увидел необычную карту – копию плана Берестья 1740 года, которую нарисовал Георг фон Фюрстенхоф, – рассказывает Гладыщук. – На ней сразу бросился в глаза красный прямоугольник на центральном острове, обозначенный номером 10. А в верхнем углу мелким почерком расшифровка – «ратуша». Тут же в мыслях замаячила высокая башня. Интересно, что ни сотрудники библиотеки, ни историки раньше не придавали значения этому объекту на карте. Так что обнаружение ратуши стало неожиданным открытием.

Анатолий Антонович покопался в архивах и укрепил свои догадки. На самой первой карте Берестья, которую сделал швед Эрик Дальберг в 1657 году на рыночной площади, наряду с соборами, также нарисовано здание, правда, безымянное. При наложении карт 1740-го и 1657 года два объекта совпали. Наконец пришлось призвать на помощь Интернет. В известной картографической программе «Google Earth» без труда нашелся современный снимок Брестской крепости из космоса. К удивлению Анатолия Гладыщука и его коллеги Сергея Басова, русло реки Мухавец и контуры центрального острова за несколько веков почти не изменились. Осталось свести старинные и современные меры длины в один масштаб. Так и было высчитано точное место нахождения фундамента ратуши – лужайка в 10 метрах от окружных казарм, недалеко от собора Святого Николая. 

Исследованиями брестских энтузиастов заинтересовались в Национальной академии наук Беларуси. 

— Не сомневаюсь, что мы близки к очередному научному открытию, — говорит доктор исторических наук, профессор, первооткрыватель древнего Берестья Петр Лысенко. — Расчеты Гладыщука и Басова выполнены верно, а их гипотеза имеет все шансы подтвердиться. Обнаружение фундамента древнейшей белорусской ратуши, старинной кладки ее подвалов дало бы неоценимый научный материал, ведь в нашей стране сохранившиеся символы городского самоуправления можно сосчитать по пальцам. 

Несколько дней назад Петр Федорович вернулся из Бреста, где встречался с председателем облисполкома Константином Сумаром. Речь шла о ратуше. Константин Андреевич внимательно выслушал все аргументы. Договорились, что сначала надо провести разведку георадаром. Это специальный прибор, который с поверхности может «прослушать» землю на несколько десятков метров вглубь. Если догадки подтвердятся, ученые будут настаивать на раскопках. 

В противовес научному интересу есть иное мнение: дескать, негоже копаться в земле на территории мемориала. Брестская крепость – это большая братская могила героев, защитников города, святое место для белорусов, россиян, украинцев и других наров. Здесь надо оставить все как есть. Тоже серьезные доводы, с которыми придется считаться… 

По мнению же археологов, раскопки никак не затронут объекты мемориала. Незачем отказываться от собственной истории, когда она в прямом смысле лежит под ногами. А если ратуша будет восстановлена, то она не будет противоречить символам крепости, а только дополнит исторический облик города. Как выглядело здание, сколько имело башен — сегодня судить трудно. Есть лишь догадка: на городской печати XVI—XVII веков хорошо видно изображение башни при слиянии двух рек. По версии Анатолия Гладыщука, это может быть ратуша. Ее башня восьмигранная, а наверху здания небольшое круглое окошко – место для часов (узнаваемые атрибуты зданий этого типа). 

По европейской традиции в ратуше заседал магистрат, здесь объявлялись указы, решения судов. В ней издревле принимали высоких гостей города. Недавно в Брестской крепости встречались президенты Беларуси и России. Пожалуй, для подобных событий восстановленная ратуша стала бы самым подходящим и символичным местом. 

Кстати 

В XVII—XVIII веках получили Магдебургское право и обзавелись ратушами почти все крупные и средние города Беларуси. Уничтожаться ратуши стали после третьего раздела Речи Посполитой, когда земли Беларуси вошли в состав Российской империи и Магдебургское право было отменено. Сегодня эти символы самоуправления наперечет. Они сохранились в Несвиже, Шклове, Витебске, Чечерске, Слониме. В Минске ратушу отстроили заново. То же самое сделали в Могилеве — новая ратуша открылась здесь ко Дню независимости.

На снимке: собор Святого Николая в Брестской крепости, за которым может находиться фундамент первой белорусской ратуши. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter