Городок в отставке

По пути от станции Оранчицы до Пружан обязательно наткнешься на мертвую зону — бывшую воинскую часть в Слобудке...

По пути от станции Оранчицы до Пружан обязательно наткнешься на мертвую зону — бывшую воинскую часть в Слобудке. За высоким бетонным забором — звенящая тишина. Военные ушли отсюда четыре года назад, оставив ветрам и дождям несколько десятков кирпичных и панельных зданий. Счет таких мертвых зон, где еще десятилетие назад кипела бурная армейская жизнь, идет на сотни. Только на Брестчине бывших военных объектов, переданных в коммунальную собственность, более двух с половиной тысяч...


Ценность такого наследства, прямо скажем, весьма условна. Еще пять лет назад значительная часть из оказавшихся на балансе райисполкомов казарм, штабов, столовых и клубов пришла в полную негодность. Многие из этих объектов не удавалось ни продать, ни сдать в аренду, а часть заброшенных военных объектов становилась просто опасной. По руинам, «украшавшим» практически все районы области, лазали сборщики металлолома и другого брошенного войсками имущества да вездесущие подростки...


Впрочем, такая ситуация с бывшими военными городками была характерна для всей страны. Чтобы спасти омертвленный капитал, Правительство решило активно вовлекать заброшенные строения в хозяйственный оборот. Многие из них могли стать своего рода подспорьем для развития малого бизнеса, агроэкотуризма, привлечения в глубинку потенциальных инвесторов. Для такой работы был определен конкретный срок — до 1 января 2010 года. Правда, он касался лишь объектов, переданных в коммунальную собственность с 1999 до 2004 года. Именно на них обращали особое внимание сотрудники Комитета госконтроля Брестской области, когда недавно проверяли работу исполкомов по выполнению этой задачи.


На Брестчине решить ее в основном удалось. В воздухе повисли лишь 22 объекта: 13 — в Бресте, 3 — в Каменце, 5 — в Кобрине...


— Есть удаленные и неудобно расположенные объекты, которые вообще трудно для чего–либо использовать, как, к примеру, ракетную шахту в Малорите. А утилизировать ее нет смысла — она под землей и никому, собственно, не мешает, — объясняет начальник управления контроля органов исполнительной власти Комитета государственного контроля Брестской области Николай Бобель.


А вот в Пружанах, где я недавно побывала, бывшим военным объектам в основном нашли применение. Хотя, кроме Слобудки, этому району досталось немало оставленных войсковыми частями территорий и военных городков: Городечно, Новые Засимовичи, Куплино, Линово, Оранчицы, Шерешево, Константиново, Ружаны, Щерчово... Из четырех полков 31–й гвардейской ракетной дивизии, дислоцировавшейся в Брестской области в 60–х годах прошлого века, два стояли в Пружанском районе. Бывшие здания казарм, столовых, штабов, клубов, магазинов, гаражей, заправок разбросаны по всему району. В коммунальную собственность было передано 509 объектов! Сравнимо разве что с областным центром, где военные оставили 443 здания и сооружения, да Брестским районом, получившим 325 объектов.


— Сейчас имущество, которому не удалось найти хозяина, осталось всего в двух частях — в Слобудке и Щерчово, — обрисовывает реалии директор государственного учреждения по охране бывших военных городков и оказанию услуг «Тополь» Ирина Пудовкина.


«Тополь» создан как раз для того, чтобы охранять военное имущество, продавать его, сдавать в аренду и безвозмездное пользование. Слишком запущенные здания и сооружения готовят к сносу, как, к примеру, в Шерешево. Ветхие и опасные строения этого военного городка снесли в прошлом году. Из республиканского бюджета на это было выделено около 2,5 миллиарда рублей.


А вот здания в Куплино выкупил фермер, приехавший в Беларусь из ЮАР. Он занимается выращиванием овец. В ангарах Городечно уже лет 8 хранится картофель одного из районных предприятий. В Щерчово открыт мебельный цех, а часть зданий используется инвесторами из Китая. Жители Поднебесной строят в бывшем военном городке теплицы, планируют возвести консервный завод.


В переданной же в коммунальную собственность Слобудке пока еще пустует много зданий. Но местную власть это не пугает: от поселка до райцентра — 5 километров, поэтому строения найдут хозяина. Здесь, например, арендует склады польско–индийское предприятие, строится станция техобслуживания, действует пилорама, работает иностранное предприятие по переработке рапсовой соломы в пелеты.


— Идем и на то, чтобы отдавать здания в безвозмездное пользование, предпочтение при этом имеют местные предприниматели, — уточняет заместитель начальника управления экономики Пружанского райисполкома Ирина Лихтарович. — Ведь тот, кому строение передается, платит налог на землю и недвижимость, коммунальные услуги. А самое главное — создает рабочие места и уплачивает налоги здесь, в районе. Поэтому бюджет — в выигрыше...


Тем временем сотрудники Комитета государственного контроля Брестской области готовятся к очередной проверке. В этот раз будет оцениваться работа 5 исполкомов области по вовлечению в хозяйственный оборот имущества, переданного в коммунальную собственность после 2005 года.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter