Городок майоров

"Зябровка" была одним из крупнейших военных гарнизонов в Гомельской области.
"Зябровка" была одним из крупнейших военных гарнизонов в Гомельской области. Здесь размещался большой военный аэродром. 10 лет назад "Зябровка" стала гражданским поселением. Расквартированный в ней гарнизон был признан российским, а молодые офицеры направлены к новому месту службы. Те, кто постарше и кому выслуга лет уже позволяла выйти на пенсию, демобилизовались. И стали приспосабливаться к новой жизни.

Какой она стала, эта новая жизнь?

Военный городок был отличным местом для жизни: современные квартиры, хорошее военторговское снабжение, чистота и порядок на улицах. И люди вокруг культурные, образованные. Ведь это были авиаторы - военная аристократия! Полк жил одной дружной семьей - вместе устраивали концерты самодеятельности, вместе отмечали праздники, вместе поминали погибших товарищей...

Аэродром располагался недалеко от городка, и дети военных не могли заснуть, пока не начинали шуметь двигатели бомбардировщиков. Это их отцы готовились к ночным полетам.

Новая жизнь стала шоком для большинства обитателей "Зябровки". Непривычно безмолвным стал аэродром, опустели гарнизонные здания. Остались здесь 40-летние майоры-отставники, их жены, дети. Остались в тишине и растерянности - словно их здесь забыли. Сидеть дома и копаться на даче - неподходящее занятие для здоровых и энергичных сорокалетних мужчин с высшим образованием. Устроиться куда-нибудь - сложно. Вокруг сельскохозяйственные организации, птицефабрики. Какому совхозу нужен штурман дальней авиации? Да и в Гомеле в те годы было напряженно с работой. К тому же у многих и жены потеряли работу - связисток в гарнизоне, учителей в местной школе, библиотекарей.

А "Зябровку" (которую теперь официально называют населенным пунктом Прибытки - по имени ближайшей деревни) постигли не самые лучшие перемены. Комендатура, оставленная присматривать за гарнизонным имуществом, была уличена в мародерстве, и коменданта отдали под суд. Впрочем, бесхозным добром - окнами, дверями, сантехникой, кирпичом и шифером - разживались все кому не лень. И местные жители, и приезжие мародеры, и некоторые бывшие прапорщики. Гарнизонные помещения быстро приходили в негодность, ветшали. Сегодня это уже никому не нужные развалины. Который год райисполком безуспешно выставляет их на аукционы, чтобы продать за символическую сумму или сдать в аренду. Увы, потенциальные покупатели говорят, что дешевле будет построить что-нибудь новое. Когда-то были планы и на мирное использование аэродрома. Но пока они разрабатывались-отменялись, аэродром зачах, бетонные плиты потрескались, заросли травой.

Повезло лишь небольшим зданиям гарнизона, расположенным в центре жилого сектора. Только они и нашли своих хозяев - местных предпринимателей, открывших в них магазины и кафе.

"Тяжело было в первые годы, - вспоминает жена демобилизованного майора Валентина Павловна Пархутич, ныне - председатель Прибытковского сельского Совета. - Городок приходил в упадок, ничего не делалось по благоустройству, квартиры требовали ремонта. Мы привыкли, что наш жилой фонд обслуживался гарнизоном. И эта привычка долго мешала нам перестроиться, понять, что все теперь иначе, что все нужно делать самим".

Валентина Павловна с болью рассказывает о прошлом, о том, как они привыкали жить в новой "Зябровке" под названием Прибытки.

"Не только в облике городка чувствовалось угасание. Наши мужья не могли найти себе применения на "гражданке" и пребывали в состоянии постоянной депрессии. Мало кому из них удалось устроиться на нормальную работу. Пробовали стать предпринимателями, но у большинства не получилось. Стояли мы и на учете в Центре занятости. Но сегодня уже уныние и безнадежность в прошлом. Теперь наши мужчины при деле. Все они в основном - охранники! - с какой-то грустной задорностью говорит Валентина Павловна. - И женщины постепенно трудоустраиваются. Теперь у нас новый распорядок: утром все взрослое население идет на дизель - едут на работу в Гомель. Фактически "Зябровка" превратилась в пригород. Здесь стали покупать квартиры гомельчане, чтобы жить в тишине, на свежем воздухе, а в город только на работу ездить. И на улицы наши опять приятно смотреть - аккуратно и уютно стало".

Нынешняя "Зябровка" напоминает маленький райцентр. Здесь до сих пор витает дух авиаторов. Даже кафе называется "Радар". Сюда продолжают возвращаться бывшие сослуживцы. Не только, чтобы навестить друзей, места своей молодости. Приезжают жить. Приезжают и родственники похороненных здесь летчиков. 9 Мая в центре "Зябровки" был установлен памятник погибшим сослуживцам. Средства на него собирали всем городком.

...Главное, на что жалуются сегодня зябровцы в Гомельский райисполком, - название их населенного пункта. Зябровцы не хотят жить в Прибытках. Они хотят, чтобы память о военном городке осталась. Но проблема в том, что в Гомельском районе есть еще одна Зябровка - исконно гражданская деревня - и Зябровский сельсовет. Впрочем, спросите любого гомельчанина, где находятся Прибытки и где находится "Зябровка". Будут долго думать: "Где же эти Прибытки?" И без колебаний укажут путь в "Зябровку".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter