Город-сад на острове везения.

Почему в Сингапуре популярны платья в белорусском стиле, на улицах нет пробок, а чистота и порядок вызывают ощущение несвободы.

Почему в Сингапуре популярны платья в белорусском стиле, на улицах нет пробок, а чистота и порядок вызывают ощущение несвободы.

“У нас в Беларуси любят повторять, что чисто там, где не мусорят, но у меня лично складывается ощущение, что нам это не всегда удается. А здесь действительно не мусорят. Поэтому чисто”, — говорит Юля. Она родом из Беларуси, два года назад вышла замуж за сингапурца, переехала и живет теперь  здесь. Сравнивает.

FineCity

Даже после Минска, знаменитого своей опрятностью, Сингапур производит впечатление не просто чистоты — стерильности. И дело не только в том, что на улицах ни соринки. Весь ход городской жизни здесь настолько упорядочен, что нет места даже для малейшей неразберихи. Транспорт ходит по расписанию.
Соблюдение правил поведения в публичных местах регулируется огромными штрафами. Захотелось попить в метро? Это может обойтись в пятьсот долларов. Сингапурских, конечно, но курс этой валюты очень близок к американскому доллару. Переход улицы на красный свет или поездка на заднем сидении автомобиля без пристегнутого ремня безопасности обойдутся в те же деньги. Запрещено плевать на мостовые или дорогу, жевать и ввозить в страну жевательную резинку — за эти нарушения, совершенные повторно, могут и посадить. Курить можно только в специально обозначенных местах. Нарушителям штраф — тысяча долларов.
Сингапур неспроста называют FineCity (игра английских слов fine — “приятный” и “штраф”). Он действительно очень приятный. А вот штрафы за то, что ходишь голым в собственной квартире, не закрыв шторы, наводят на неприятные размышления.
Моей приятельнице Юле нравится и эта чистота, и этот порядок. По ее словам, только вначале это кажется странным, а потом привыкаешь и чувствуешь себя по-настоящему удобно. В конце концов, воспитанный человек так и делает: не сорит, не плюет на мостовые и не курит там, где есть некурящие, говорит Юля. Тем более что благодаря этой страсти к порядку Сингапуру удалось стать тем, чем он является сейчас — азиатским экономическим чудом, страной, которая перешла из “третьего” мира в “первый” за несколько десятилетий.

Чудес не бывает?

В 1965 году, когда Сингапур получил независимость, на остров завозили даже питьевую воду: здесь не было ничего своего. До сих пор вся без исключения еда здесь импортная. От риса и мяса до специй и соли — завозят абсолютно все. Дело в том, что территория острова-государства маленькая, меньше площади, которую сейчас занимает Москва. Сельское хозяйство разворачивать негде. Зато Сингапур ежедневно экспортирует до миллиона орхидей. А питьевую воду научились получать, очищая сточные и канализационные воды. Фильтры настолько совершенные, что можно спокойно пить из-под крана.
С именем первого премьер-министра независимого Сингапура — Ли Куан Ю — связывают сингапурское экономическое чудо. Благодаря его принципам и принципиальности страна полностью избавилась от мафии, от нищеты и от коррупции, хотя мздоимство было и остается характерной особенностью азиатского характера. Британское колониальное прошлое при этом не висело мертвым грузом, а было использовано со свойственной сингапурцам рачительностью. Как вспоминает сам Ли Куан Ю, “мы использовали те преимущества, которые Великобритания оставила нам: английский язык, юридическую систему, администрацию, лишенную партийных пристрастий”. Цель всех преобразований — убедить международных инвесторов, что в Сингапур можно и нужно вкладывать. Боролись за каждый доллар инвестиций, и уже спустя несколько десятилетий это принесло плоды.
Если житель Сингапура хочет иметь машину, он должен “прикупить к ней и кусок дороги” — лицензию на право владения автомобилем. Эта бумага стоит от тринадцати до двадцати тысяч долларов в год и является, по сути дела, заградительной мерой для тех, кто хочет ездить на автомобиле. Прежде чем заплатить такие деньги, дважды подумаешь, тем более что система общественного транспорта — одна из лучших в мире. Такая политика работает: в Сингапуре мало машин, нет пробок, а улицы и дворы не забиты под завязку припаркованными авто.

Белорусский лен для сингапурских мусульман

Современный Сингапур — крайне противоречивое явление. С одной стороны, это одна из самых динамичных, развитых и современных экономик мира. Здесь высокие социальные стандарты и уровень жизни. С другой стороны, все это обеспечивается повышенным контролем со стороны государства, преувеличенной заботой о стандартах, безопасности и чистоте. Как-то все в Сингапуре слишком серьезно и официально. Слишком много порядка.
Юля выслушивает мои аргументы, но не соглашается. Говорит, ей порядок важнее и приятнее. Вспоминает историю, которая произошла у них с Розали, ее мужем, перед самой свадьбой:
— Мы расписывались в Беларуси. В загс нужна была бумага, заверенная в посольстве Сингапура в Москве. А нам ее никак не хотели подписывать, все у них что-то не получалось. До свадьбы оставались считанные дни, мы звоним в посольство, а там каждый раз новая отговорка. Я уже отчаялась, когда Розали написал письмо министру иностранных дел Сингапура (адрес его электронной почты доступен, любой человек может обратиться). Министр ответил Розали буквально в тот же день, хотя и был в поездке. Здесь чиновник — это наемный работник, у него есть обязанности, и налогоплательщики имеют полное право с него спросить за их выполнение. Министр связался с послом Сингапура в Москве, распек за то, что тот не выполняет свою работу. И нам немедленно все подписали.
В Пинске, откуда Юля родом, их свадьба с Розали стала событием: нечасто в местном загсе появляются интернациональные пары. А вот в Сингапуре этим никого не удивишь. Сама же Юля сейчас шьет на заказ... льняную одежду. Платья в бело-русском стиле очень популярны у сингапурцев: наш крой похож на здешнюю национальную одежду, а лен пользуется спросом.
Каждому платью Юля старается добавить индивидуальности — придумывает особые орнаменты, вышивает их вручную. Похожее впечатление оставляет Сингапур. Он разукрашен орнаментами китайской, малайской, индонезийской и индусской культур, непохожих друг на друга. Но узор этот нанесен на в общем-то стандартный крой современного супергосударства: небоскребы, технологии будущего, уже вписанные в будничную жизнь, всепроникающий английский язык, законопослушные граждане. В Сингапуре не оставляет ощущение, что именно к этому когда-нибудь придут все страны. Вопрос только, сколько времени для этого потребуется. И всем ли это придется по вкусу? Но заглянуть в будущее и выяснить свое отношение к нему можно уже сегодня.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter