Слепые смогут изучить архитектуру Минска по мини-копиям зданий

Город открывается на ощупь

Девочка закрывает глаза и начинает путешествовать по любимому городу. Смотрит на здания, мелькающие мимо, присаживается на скамейку, взлетает вверх по ступенькам. Пока все это только в грезах. В реальности Анна Малышева не видит ничего. В нашей стране вот-вот появится первая тактильная макет-карта площади Независимости. Для таких людей, как Анна, это редкая возможность не только представить архитектуру города, но и ориентироваться в пространстве. Мы заглянули в гости к одному из создателей необычного изобретения — Ольге Солонович.



Изучить площадь Независимости Ольге Солонович пришлось вдоль и поперек. Здесь ей известен каждый пятачок. Да что там — каждый камушек! Она без труда назовет, какая плитка лежит возле Красного костела, сколько ступенек у Дома правительства и количество окон в здании педагогического университета. Ее дотошности сам Шерлок Холмс позавидовал бы, но по-другому никак — все детали должны с точностью копировать оригинал. Ольга Солонович показывает объект наблюдения на обычной карте: «А теперь мысленно представьте, что она станет объемной — незрячий будет словно прогуливаться по площади». Прогулки — это, конечно, хорошо. Но еще лучше то, что человек с инвалидностью сможет ориентироваться в пространстве. Жить  «с постоянно выключенной лампочкой» не так-то просто.

Это не первый социальный проект минского архитектора. Вместе с другими неравнодушными людьми Ольга создала несколько уменьшенных копий белорусских достопримечательностей. По сути, это аудиотактильные макеты памятников архитектуры для людей с нарушениями зрения.


Картон в тонких девичьих пальцах артачится, не хочет поддаваться, но Ольга настойчиво «гнет свою линию». Через пару минут в руках появляется миниатюрная колонна. С этими крохотными деталями к уменьшенной копии Минской ратуши Солонович намучилась больше всего: «Никак не могли определиться, из какого материала их делать. Все строительные магазины обошла. Покупала какие-то резиновые трубочки, пробовала вырезать из дерева — все не то». Но гениальная идея, как водится, оказалась простой — колонны были «возведены» из банального картона. Сама же ратуша — из пластика. 

Ольга Солонович поднимает достопримечательность в воздух: «Пластик делает макет легким, но работать с ним сложно — такая вот творческая коллизия». Кстати, изготовленная архитектором ратуша в 75 раз меньше настоящей по размерам. А стоимость одного такого макета варьируется от трех до пяти тысяч долларов.



Мастер показывает еще одно свое детище — концертный зал «Верхний город». И не просто демонстрирует, а вдруг начинает открывать крышу здания: там — начинка из переплетений проводов и светодиодов. «Да-да, мы научили макет говорить. Скажем, подносит человек руку к окошку — включается звуковая дорожка-объяснение. Над этим чудом трудился целый штат архитекторов, программистов и электриков. И все на бесплатной основе».


Кстати, в Европе экскурсии с такими мини-копиями пользуются популярностью. Там создают подобные макеты не только из пластика, но и из дерева, металла. Сейчас такие выставки проводят и у нас. В первую очередь благодаря Людмиле Скрадаль: она единственная в стране организует подобные показы. Ольга вспоминает случай: «Как-то посмотреть на миниатюры пришла незрячая девочка, стала водить пальчиками по копии ратуши. И вдруг воскликнула: «Как красиво!» Вы можете себе представить: слепой ребенок вдруг «увидел».





Но на этом Ольга Солонович останавливаться не собирается. Ее мечта — создать музей для людей с инвалидностью. Чтобы они могли увидеть картины известных художников, насладиться изысканностью архитектуры и, в конце концов, ощутить себя культурными людьми.

azanovich@rsb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter