Город ангелов

Мы так долго и так самозабвенно боролись с общепринятыми до нас канонами, что в прямом и переносном смысле чуть было не забыли о самой сути этой борьбы и о сути самих канонов.
Мы так долго и так самозабвенно боролись с общепринятыми до нас канонами, что в прямом и переносном смысле чуть было не забыли о самой сути этой борьбы и о сути самих канонов. В итоге — борьба ради борьбы и мнимые победы ради недостижимых целей.

...Поэтому–то упало сердце, когда несколько лет назад в печати появились статьи о том, что герб белорусской столицы с изображением Пресвятой Девы Марии в окружении ангелов требует каких–то изменений. Вполне серьезно подумал тогда: «А ведь у некоторых наших «революционеров» от геральдики очень даже может хватить ума и фантазии, чтобы, например, «осовременить» древний герб Минска контурами шестерен, каких–нибудь колб или «самых больших в мире» микросхем. А могут ради упрощения изображения убрать с герба ангелов или даже «переодеть» Деву Марию. Но, слава Богу, все обошлось небольшими и, в принципе, незначительными изменениями без нарушения канонического изображения герба. И Дева Мария, покровительница города, и ангелы–хранители наши остались целы. И все на своих местах.

Кстати, вы не задумывались, почему скульптура ангела с Острова Мужества и Скорби так быстро стала одним из самых популярных памятников у минчан, а бронзовый архангел Михаил, что у Красного костела на площади Независимости, — символом возвращения веры? Кто они, эти ангелы? И, может, неспроста именно ангелы с Девой Марией являются символом нашей столицы?

В Минском архикафедральном соборе Наисвятейшей Девы Марии, главном костеле Минско–Могилевской архидиацезии, в скором времени взорам минчан откроются еще два скульптурных изображения ангелов (автор — Александр Марковцов). Ангелы уже установлены в верхней части заново воссоздаваемого алтаря и только ждут того часа, когда закончатся связанные с пылью работы над реставрацией фресок, чтобы пополнить собой пока еще небольшую рать минских собратьев. Так что естественно, что с возникшими вопросами я обратился именно в этот храм.

Викарий Минского архикафедрального собора Наисвятейшей Девы Марии ксендз Юрий Быков:

— Если говорить теологически (ксендз Юрий раскрыл фолиант), то «ангел — это нематериальное существо, которое наделено разумом и свободной волей, созданное Господом Богом». А само слово «ангел» в переводе с греческого обозначает «посланец, вестун». Чаще всего ангелы изображаются в виде детей как символов доброты, великой любви, тепла и всего того доброго, что должно быть присуще человеку.

Есть мнение, что каждый человек (это не только общехристианский взгляд) имеет своего ангела–хранителя, который появляется у человека после его крещения. Многие святые, те же Климент Александрийский и Иероним, утверждают это. Хранитель — это тот, кто ведет человека по жизни и остерегает. Человек ведь существо свободное — Бог дает ему право выбора. И мы вправе сами выбирать то, что несет нам добро, а что — зло. Добрый ангел–хранитель, если человек обращается к нему за помощью, от зла остерегает. Кстати, к своему ангелу–хранителю надо всегда обращаться, проговаривая свою просьбу вслух. Объясняется (ксендз Юрий опять раскрывает книгу) это так: «Когда мы обращаемся к Господу Богу в своих молитвах, то Бог слышит наши молитвы и тогда, когда мы их даже не произносим, но имеем только в мыслях». Всемогущий Бог это может. А вот ангелы — нет. Они не всемогущи. Поэтому со своими мелкими житейскими проблемами (например, ребенок хочет, чтобы родители купили ему конфет) к ангелу надо обращаться вслух — иначе он просьбу не услышит. К тому же Бог создал ангелов, как и людей, свободными, наделенными правом выбора и, к сожалению, некоторые из них отступили от Господа. Это — падшие ангелы (злые духи, демоны, слуги дьявола).

Еще ангелов называют «сыновьями божьими, силами небесными и войском небесным». Войско этих ангелов является, когда на Земле идут сражения во имя веры. И есть в этом войске те, кто призван Богом руководить ангелами. Это архангелы. Их семь: архистратиг небесных сил Михаил, ангел благовещения Гавриил, целитель недугов человеческих Рафаил, Уриил–просветитель, архангел молитвы Салафиил, архангел славы Господней Иегудиил и архангел милости Божьей Варахиил. Самые почитаемые из них — Михаил, Гавриил и Рафаил. Архангел Михаил, повергший Люцифера, является, кстати, опекуном Минско–Могилевской архидиацезии. Это его скульптурное изображение находится перед костелом святых Сымона и Алены в центре Минска.

Сейчас всех ангелов изображают обязательно с крыльями. Хотя на первых дошедших до нас изображениях крыльев у ангелов нет — они были просто похожи на людей, но летать, безусловно, они могли.

Есть еще ангелы — херувимы и серафимы. В книге Исайи есть описание серафимов: «...Шесть, один, три... Он увидел Господина, сидящего на высоком троне. Вокруг его трона — серафимы. Каждый из них имеет шесть крыльев. Двумя крыльями они прикрывали свое лицо, двумя — ноги и двумя — летали. И все они вслух восклицали: «Святой, Святой Господь Бог всемогущий! Небо и земля полны хвалы твоей!..» Они, серафимы, всегда находятся рядом с Богом и возносят хвалу ему. Они, ангелы любви, света и огня, занимают самое высокое положение в иерархии ангелов и, кроме как вознесения хвалы Господу, других функций не имеют.

Херувимы занимают вторую ступень в этой иерархии. Они охраняют ворота в Рай. А вот как выглядят внешне, мне неизвестно.

Существует легенда, что именно ангелы возносят душу умершего на небеса. Но об этом в Библии не пишется, и с чисто теологической точки зрения я не могу это подтвердить. Но люди, пережившие клиническую смерть, — у нас, в Беларуси, я разговаривал с такими — говорят, что именно ангелы брали их души и несли к Господу Богу.

Легенда же о том, что у каждого человека есть своя звезда на небе и будто бы, когда человек умирает, его звезда падает, — никак не связана с ангелами. Ведь, конечно же, звезды — не ангелы. Изображения крылатых амуров, купидонов, муз и нимф также к христианской вере отношения не имеют — это образы из античной мифологии.

Я уже упоминал, что ангелы–херувимы, серафимы всегда рядом с Богом. Место же Бога в храме — алтарь. И когда, наконец, в нашем костеле будет воссоздан алтарь, наши ангелы на алтаре будут напоминать людям о том, что уже здесь, на земле, мы должны стремиться быть лучше и добрее в преддверии прекрасного вечного будущего...

Наверное, есть понятия, которые искоренить и за 50, и за 100 лет невозможно. Как невозможно искоренить и устоявшиеся тысячелетиями образы, для изображения которых неспроста и придуманы каноны. Мудрые художники, зная это, всегда использовали их в своем творчестве: тот же Воин–освободитель с девочкой на руках (скульптор Е.Вучетич) в Трептов–парке в Берлине — классический образ архангела Михаила с мечом, хатынский бронзовый отец, держащий на руках мертвого сына (скульптор С.Селиханов) напоминает композицию Пьеты — оплакивание Христа Девой Марией. Вечные понятия и изображаются вечными образами, и самый близкий из них к человеку — его ангел–хранитель. Так что пусть возвращаются ангелы.


P.S. Наши ангелы. Кто они? Об этом вместе с ксендзом Юрием Быковым размышлял Олег Карпович.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter