Горькое счастье Татьяны Самойловой

Народная артистка, исполнительница главной женской роли в культовой ленте «Летят журавли» Татьяна Самойлова ушла 4 мая, в день своего 80-летия...

Народная артистка, исполнительница главной женской роли в культовой ленте «Летят журавли» Татьяна Самойлова ушла 4 мая, в день своего 80-летия.


«Сдаваться на милость болезни не собираюсь»


— Мы виделись за три дня до ее смерти, — не скрывает слез коллега (вместе служили в Театре киноактера) и подруга, народная артистка Татьяна Конюхова. — В начале мая Танечка попала в больницу — неважно себя почувствовала, прихватывало сердце, отправили на скорой помощи. Но в Доме кино готовили творческий вечер в ее честь, который запланировали на 6 мая. А также снимали документальный фильм. И Таня, несмотря на свой недуг, вырвалась на съемки из больницы, приехала на пару часов в Дом кино — не смогла подвести съемочную группу. Показала мне свои руки, тоненькие, все в следах от уколов. Но сказала: «Сдаваться на милость болезни я не собираюсь, еще повоюем хотя бы лет десять». Мы обнялись. Кто бы мог подумать, что это наша последняя встреча.


— В день похорон в Доме кино много спорили, была ли Самойлова счастливой. Что об этом думаете вы?


— Жизнь не ситец и не измеряется в метрах. Артист счастлив, когда понимает, что сыгранные им роли оставили след в сердцах зрителей. Фильм «Летят журавли» на вес золота. Не станет ни меня, ни вас, а эта картина будет жить вечно. Татьяна Евгеньевна была зрителем любима. Талантлива, поцелована Богом. Достатка не было, это факт. Но мы были другим поколением — солдатами своего Отечества — и точно не измеряли свое благополучие в дензнаках. Наша страна — СССР — терпела беды и лишения, и все мы, в том числе Таня, переживали тяготы вместе с многострадальной Родиной: война, разруха, оттепель, брежневское время… Наконец, перестройка, которую мы называли «перестрелкой» — особенно горькое время. Жила Таня скромно, в двухкомнатной квартирке. Ни на дачу, ни на машину не заработала. Буквально месяц назад программа «Идеальный ремонт» обустроила ей кухню. И Таня радовалась как ребенок — много лет не могла позволить себе ремонт, не было лишних средств, а тут вдруг помогли. Она была очень благодарна.


«Выбили» центральную аллею


На похоронах звучало много красивых слов. О том, какой великой была Самойлова — «явление красоты», «ее героини — вершина актерского мастерства», «проживала роли каждой клеточкой организма», «стране принесла мировую славу», «не случайно ушла в свой день рождения и накануне Дня Победы — в этом есть особый смысл…» Вспоминали, как в Каннах во время просмотра «Летят журавли» лица членов жюри были мокрыми от слез — и все безоговорочно отдали приз русской актрисе. Как потом Самойлову звали сниматься и в Европу, и в Голливуд, обещая всемирную славу и миллионные гонорары. Но советские чиновники эпохи «железного занавеса» закрыли ей все возможности выезда.


Кто-то вспомнил о крохах, которые звезда получала в качестве прибавки к пенсии от Союза кинематографистов. И о том, как в последние годы приходила в Дом кино — жила неподалеку — в Гильдию актеров: «Не помешаю? Просто на стульчике посижу». И сидела… Она чувствовала себя одинокой.


«Союз кинематографистов выбил ей место на центральной аллее Новодевичьего кладбища! Между прочим, немногие удостаиваются такой чести!» — с гордостью произнес кто-то из чиновников...


Символ советского кино


Татьяну Самойлову можно с полным правом назвать символом эпохи расцвета советского кино. Родилась 4 мая 1934 года в Ленинграде в семье известного актера Е.В.Самойлова. Окончила ГИТИС. Лауреат премии жюри 11-го Каннского фестиваля за главную роль в фильме «Летят журавли», которая стала ее визитной карточкой. Вторая знаковая работа — Анна Каренина в ленте режиссера Александра Зархи (1967 год).


И это все о ней


Николай Сморчков, актер:


— В фильме «Летят журавли» я сыграл небольшую роль раненого в госпитале — у которого перебиты руки, ноги, голова, и тут приходит известие, что его невеста в деревне вышла замуж за другого. Несмотря на малый объем, сцена важная (Вероника, героиня Танечки, понимает свой поступок). И необыкновенно тяжелая эмоционально. Но мы ее сыграли. Потом был худсовет, на котором Таня присутствовала, а я не смог. И в нашу следующую встречу Танечка обняла меня и с восторгом сказала: «Коля, худсовет так тебя хвалил!» Ни словом не обмолвилась, что ее хвалили тоже. Она была скромной.


Геннадий Юхтин, народный артист России:


— У киноактеров была ставка — определенная сумма, которую получали каждый месяц. Но если артист не работал год (не приглашают режиссеры, нет на тебя ролей — профессия же зависимая, как ни одна другая!), сначала урезали эту сумму до 75 процентов, потом до 50, затем и вовсе прекращали выплачивать. И вот как-то в Театре киноактера узнали, что блистательная Самойлова давно нигде не снимается. Решили поставить пьесу на сцене, а Татьяне предложить главную роль. Пригласили — она не пришла на репетицию. Мы забеспокоились, стали звонить ей по домашнему телефону, но никто не подходил. И тогда мы, несколько человек, поехали к ней домой. Долго звонили в дверь, наконец Таня открыла. Мы зашли — и увидели в комнате на столе огарки свечей, полумрак… Таня, стесняясь, объяснила, что у нее отключили электричество за неуплату. У нее не было денег оплатить — зарплату, оказалось, не получала несколько месяцев… Но она никому ничего не говорила, не жаловалась. Потом мы — коллектив театра — хлопотали, чтобы Самойловой вернули ее ставку.


Сергей НИКОЛАЕВ.

 

Советская Белоруссия №88 (24471). Среда, 14 мая 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter