Горькая клюква

На смену черничному буму в Беларусь пришел бум клюквенный. Однако сезонная радость сразу же переросла в каждодневную проблему: через белорусскую границу ломанулись группы украинских ягодников-нелегалов. Жители приграничных деревень сопредельного государства знают, на что идут и чем рискуют.

На смену черничному буму в Беларусь пришел бум клюквенный. Однако сезонная радость сразу же переросла в каждодневную проблему: через белорусскую границу ломанулись группы украинских ягодников-нелегалов. Жители приграничных деревень сопредельного государства знают, на что идут и чем рискуют. Но их риск заведомо оправдан: за килограмм целебной ягоды киевский перекупщик, не торгуясь, выложит 7—10 гривен (около 2 долларов). А здесь счет идет на сотни килограммов… Отсюда – ежегодная дилемма приграничья: если нельзя, но очень хочется, то все равно можно.

— Наш погранотряд охраняет участок границы протяженностью около 400 километров. Самые проблемные из них в сезон – 20-километровые топи болота близ Полесского военного лесхоза. Раньше здесь располагался Мерлинский полигон, сейчас – крупнейшие в Беларуси природные клюквенные угодья. Несмотря на все предупреждения и уговоры, осенью нарушения границы здесь фиксируют по нескольку раз в сутки. Одно слово: клюквенники, — рассказывает «Р» полковник Алексей Загородний, начальник Пинского погранотряда. – Представьте, только за сентябрь и половину октября пограничные наряды задержали 74 взрослых и 11 несовершеннолетних украинцев, которые самовольно пересекли госграницу в этом районе. Административные протоколы составлены на 57 человек, общая сумма взысканных штрафов – 2 миллиона 256 тысяч рублей, конфисковано и передано таможне 650 килограммов клюквы. Но если бы только это.

Несовершеннолетние сборщики ягод – лишь один из приемов, применяемых их ушлыми возрастными компаньонами: насобирал и сумел вернуться назад – отлично. Попался – тоже большой беды нет: какой спрос с подростка? То же и с техникой. На более-менее приличных машинах в белорусский лес никто не сунется. Конфискуют. Поэтому в коллекции изъятого пинскими пограничниками в этом году практически нет бензиновых моторов: 34 велосипеда, 3 гужевые повозки и мотоцикл.      

— Обиднее всего, что местная украинская пресса во всем винит белорусских стражей границы. И винит безосновательно. Мол, не дают провезти клюкву через пункт пропуска. Более того, приводят факты несуществующих задержаний белорусских ягодников на их территории. Кому выгодны эти спекуляции, можно только догадываться. Но факт остается фактом: в июле этого года пограничные службы обеих стран вместе с Брестским облисполкомом решили как две капли воды похожую проблему по чернике, — говорит Алексей Загородний. – На территории нашего погран­отряда сейчас действуют 4 пункта упрощенного пропуска, вскоре откроется пятый. Через них можно беспрепятственно провозить до 30 килограммов ягоды включительно. Мало? Пожалуйте в пункт пропуска «Верхний Теребежев»: если это некрупная товарная партия, вывоз сезонных ягод вообще не ограничен.

В прошлом году все так и было. Грузовые машины с украинской стороны организованно завозили через указанный пункт пропуска целые группы клюквенников. Те разбивали походные лагеря с палатками близ Мерлинского полигона, собирали несколько дней на нашей территории и затем так же организованно покидали Беларусь с собранной ягодой. Никаких проблем! Что изменилось этой осенью, сказать трудно. Ясно только, что у пинских пограничников впереди не один сигнал тревоги и не одна встреча с украинскими несунами.

 

                     

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter