Горе в условных единицах

О деловом подходе к человеческому горю

Беда. Недавно муж моей подруги сбил старушку. Насмерть. Темным декабрьским утром на второстепенной дороге спешащая по делам бабушка выбежала прямо под колеса его автомобиля из–за припаркованного минивэна. До ближайшего пешеходного перехода со светофором оставалось пройти всего–то метров сто, но пенсионерка, видимо, решила, что напрямик будет быстрее. На свой страх и риск выскочила на проезжую часть...


Пока водитель ждал прибытия «скорой» и милиции, в нем теплилась надежда, что старушке еще можно сохранить жизнь. Но прибывшие на вызов медики констатировали остановку сердца. Сотрудники ГАИ начали тщательно протоколировать ДТП со смертельным исходом. Понемногу собирались зеваки, со временем на газонах, тротуаре и даже дороге топталась уже целая толпа: «Кто сбил? Этот? Насмерть? У–у–у, права понапокупают!»


Тем временем сотрудники милиции проводили тщательную проверку с участием свидетелей и экспертов. Алкоголь в крови? Отсутствует. Шины? Зимние. Телефонные разговоры за рулем? Не велись. Скорость? 30 километров в час: от дома успел отъехать всего пару сотен метров, к тому же был сильный гололед. Не обнаружили сотрудники ГАИ и фликеров на одетой во все темное пенсионерке.


Следственный эксперимент показал, что даже при меньшей скорости от момента, когда бабушка появилась в зоне видимости, до столкновения прошло бы всего 2 секунды. То есть она вышла из–за загораживавшего обзор минивэна буквально перед самым носом автомобиля. В таких обстоятельствах избежать несчастья, да еще на скользкой дороге вряд ли бы кому удалось.


Картина происшествия вырисовывалась довольно ясно: сплошные нарушения ПДД со стороны пешехода. Несмотря на это, водитель все никак не мог прийти в себя. Чувство вины, что стал невольной причиной смерти человека, не отпускало... Как только позволили обстоятельства, помчался к родственникам погибшей со словами сожаления и готовностью помочь деньгами в организации похорон. Он, отец троих маленьких детишек и жены–декретницы, на тот момент имел немного — около тысячи долларов. И все эти деньги готов был отдать скорбящим родственникам погибшей.


Те были совсем не против материальной помощи, но решили: сумма маловата. Деловито поинтересовались годом выпуска автомобиля, его ходовыми качествами, объемом двигателя, навскидку оценили машину в 8 тысяч долларов и заявили, что только такая сумма может залечить душевную рану от потери родственницы. Пригрозили, что в противном случае не позволят следствию закрыть дело. Затаскают по судам и проверкам. Будут настаивать на том, чтобы молодого человека привлекли к ответственности за убийство по неосторожности. «Тебе это надо?» — по–свойски вопрошали «потерпевшие». «Не осудят — так нервы все вытреплют, а осудят — всю жизнь с клеймом убийцы ходить будешь. Работу потеряешь. А у тебя дети... О них подумай. Давай разойдемся мирно: ты нам деньги — мы отзываем свой иск».


Следующим желающим подзаработать на несчастье оказался сосед. Он был свидетелем произошедшего и видел все, что происходило. Но человек решил, что оказывать водителю такую услугу, как дача показаний в суде, бесплатно — дело хлопотное и бессмысленное. «Вот если бы мы договорились...» — беззастенчиво предложил свидетель.


Произошедшее лично меня заставило задуматься: могли ли мы только подумать о возможности возникновения таких «взаимовыгодных» отношений вокруг трагедии еще лет тридцать назад? Может, я идеализирую время своего детства, но мне кажется, что даже мысль о деловом подходе к человеческому горю тогда казалась дикой.


Сейчас же такие вещи становятся обыденными и мало кого удивляют. Достаточно вспомнить теракты в Московском метро, когда ушлые таксисты моментально взвинтили цены на свои услуги. А москвичке, приехавшей помочь пострадавшим и прикрепившей на свой автомобиль табличку «Вожу бесплатно», разбили лобовое стекло. Чтобы неповадно было в чужой бизнес лезть со своей благотворительностью...


Приверженцы нетрадиционных учений — эзотерики, астрологи — сейчас много говорят о наступлении эры Водолея — времени духовного совершенства и падения гегемонии материализма. Лично я никогда не верила в астропрогнозы. Рациональный разум подсказывает, что все это чушь и лапша. Но где–то глубоко внутри затаилась вера, что рано или поздно Водолей или какой–либо другой добрый волшебник принесет людям пакет с новой порцией духовности. Ту, что нам выдали в прошлой эре, мы, кажется, давно уже съели...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter