Так все же должно быть высшее образование массовым или не должно?

Горе от ума

На постсоветском пространстве сломано немало копий вокруг вопроса о высшем образовании. Официальный подход властей большинства стран состоит в том, что доступ к высшему образованию необходимо ограничить, поскольку избыток выпускников создает диспропорции на рынке труда, снижая приток новых кадров в рабочие специальности. Но есть и обратные мнения.

Так все же должно быть высшее образование массовым или не должно? 


Массовый проигрыш


Евгений Прейгерман, политолог

Каждый человек имеет право на высшее образование. Более того, на качественное высшее образование. А главная проблема массового высшего образования в том, что оно лишает человека такого права.

Массовость и качество — это две несовместимые категории. В образовании качество требует углубленного, дифференцированного, часто даже индивидуального подхода. Массовость же обусловливает постановку образовательного процесса на поток, “штамповку” специалистов типового образца. В XXI веке ценность таких профессионалов стремится к нулю.

От массовости в высшем образовании проигрывают все: студенты и их родители, вузы и государство. В обществе возникают странные и очевидно ложные установки: мол, если ты без высшего образования, то ты чуть ли не второсортный гражданин. В результате большинство семей живут с мыслью о том, что нужно любыми судьбами обеспечить собственное чадо “корочками” о высшем образовании. Притом неважно, о каком.

Сколько раз мы слышали от знакомых, друзей и родственников или говорили сами что-то вроде “слава богу, определили ребенка в университет — пусть хоть какой диплом получит, а там видно будет”. В итоге многие родители инвестируют последние деньги (большинство студентов в Беларуси обучаются на платной основе) в процесс получения “корочек”, а не полноценного современного образования.

Вузы отвечают на запрос со стороны родителей и общества в целом двумя способами. Во-первых, большими наборами: число первокурсников в последние годы превышало число выпускников средних школ. Во-вторых, снижением общего уровня образования — чтобы все могли не только поступить, но и получить диплом.

В результате существенно подрывается авторитет высшего образования, а вузы превращаются в коммерческие проекты, ориентированные на низкокачественный массовый спрос. Они становятся соучастниками позорного процесса штампования “корочек”, а не исполнителями почетной миссии подготовки современных высокообразованных специалистов.

Не хочется говорить слишком пафосно, но высшее образование, которое ориентируется не на качество, а на массовый спрос, постепенно становится угрозой национальной безопасности Беларуси. Мы не имеем больших запасов полезных ископаемых, поэтому нашим главным ресурсом развития и благополучия может быть только качественный человеческий капитал. Другими словами, уровень образования и профессионализм граждан, которые обеспечивают инновационность и конкурентоспособность всей экономики.

Более того, массовым высшим образованием частично объясняются и многочисленные искажения на рынке труда. Переизбыток низкоквалифицированных юристов и экономистов, о котором в последние годы не говорил только ленивый, и недостаток специалистов рабочих специальностей — все из этой оперы. Массовое высшее образование теряет связь с потребностями рынка труда и производит специалистов в никуда.

Ценность человека на рынке труда определяется не “корочкой”, а его профессионализмом и трудолюбием. Точно так же и заработок в нормальных рыночных условиях зависит не от наличия диплома, а от качества труда, от способности произвести и предложить лучший продукт или услугу. И чем раньше мы это поймем, тем для всех лучше.


Высокотехнологичная образность

Юрий Царик, политолог

Развитый мир идет в направлении, обратном сокращению массовости образования. В Соединенных Штатах Америки в качестве официального принят подход, нацеленный на обеспечение всеобщего “послесреднего” (post-secondary) образования. “Послесреднее” — это, конечно, не только высшее, но и среднее специальное, и даже неформальное образование. Однако тенденция очевидна: на уровне официальной доктрины самой развитой страны мира признано, что человек не может быть полноценным участником общества, производственных и других социальных отношений, если он помимо школьного не получит хоть какое-то дополнительное образование.

В том же направлении движется и Европейский союз. Правда, в Европе высшее и другое “послесреднее” образование играет немаловажную роль в поддержании социальной стабильности, поскольку служит своеобразным “демпфером”, позволяющим откладывать выход на рынок труда новой рабочей силы (безработица среди молодежи составляет более 20%). Кроме того, специфическая европейская модель высшего образования с ее академической мобильностью играет немаловажную роль в формировании “общеевропейского” сознания молодежи. Однако тенденция тоже налицо. 

Устойчиво растет доля получающих высшее образование и в других странах. Молодые люди идут в свои университеты, едут в зарубежные, открывают новые учебные заведения. Мировой образовательный рынок растет быстрей, чем мировая экономика и мировое население. Если в 2005 году на образование тратили порядка 2,5 трлн долларов, то в 2012-м — уже 4,4 трлн (прирост на 76%).

Кстати, как показывают исследования, эти затраты являются не благотворительностью, а инвестициями. Уровень образования напрямую влияет на благосостояние населения, неизменно повышая шансы человека с высшим образованием на более высокий уровень жизни. А это в свою очередь повышает уровень потребления и емкость внутреннего рынка.
Есть две ключевые задачи, определяющие необходимость всеобщего высшего образования в Беларуси.

Первая задача связана с экономическим развитием страны и особенно — развитием сферы высоких технологий, финансового сектора, а также промышленности и сельского хозяйства. О том, что диплом вуза нужен для программиста или специалиста по банковским рискам, никто спорить не будет. Однако аналогично он необходим и для работников промышленности и сельского хозяйства, если мы хотим выйти на действительно мировой уровень производительности труда в этих секторах. Конечно, это не должно быть высшее образование после школьной скамьи. Однако если мы всерьез говорим о модернизации промышленности и агропромышленного комплекса, то надо быть готовыми к тому, что среди работающих в этих секторах специалистов порядка 80—90% должны будут обладать квалификацией, которую может обеспечить только получение высшего образования.

Но для того, чтобы выстроить подобную систему, мы должны ответить на другой вопрос: а какой образ жизни мы предполагаем за будущими высококвалифицированными работниками заводов, сельхозпредприятий, предприятий общественного транспорта и других ныне “непрестижных” объектов? Какой образ придет на смену общепринятому стереотипу выпивающего рабочего у станка или всегда немного подвыпившего тракториста?

Если общество и государство через свои медиа и все ту же систему образования не начнут отвечать на эти сложные вопросы, то модернизация в Беларуси не состоится. И всеобщее высшее образование тогда уж точно не понадобится.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter