Гордый «неформат»

Менеджер рок–группы: редкая, но важная профессия

Менеджер рок–группы: редкая, но важная профессия


Группа Naka типичный представитель коллективов–«сусликов». Она есть. Но телезрители и радиослушатели о ней не знают. Группа активно концертирует уже 4 года. Издала альбом. Модные клипмейкеры визуализировали 4 хита. Но радиостанции и телеканалы вынесли, как это теперь часто бывает необъяснимый «диагноз» — «неформат». Поэтому главный «боевик» коллектива — песню «Мой герой Т.Б.» (Таня Буланова) можно услышать только на клубных выступлениях группы или рок–фестивалях, которые nakовцы стараются не пропускать.


Началось все с того, что актриса Русского театра Анастасия Шпаковская однажды пришла домой и написала 13 песен. Песни оказались такими заразительными, что вскоре нашлись единомышленники, готовые создать рок–группу. А на одном из первых публичных выступлений, в культовом клубе «Граффити» к группе присоединился будущий менеджер. Человек, без которого нельзя представить занятие музыкой как что–то осмысленное и профессиональное. Значит, поверил в успех. И вот уже 4 года в полном смысле слова живет этим проектом. Мы говорим с Андреем Исаченко о том, каково это — быть менеджером молодой группы.


— Андрей, кто назначает группу «форматной» или «неформатной»?


— Чтобы ответить на твой вопрос, расскажу нашу историю. Прежде всего низкий поклон «Авторадио». В 2004 году они взяли в ротацию еще не лучшего качества первую демонстрационную запись группы. Кроме того, благодаря могилевскому «Нашему радио» Naka знает, что такое «жесткая ротация» и каковы ее последствия. Это когда около 500 человек на фестивале в Могилеве поют песни вместе с солисткой. Еще спасибо радиостанции «Столица» и Сергею Бондаренко. Он, кажется, делает все, чтобы помочь молодым группам быть услышанными. Интерес к нам проявляли также «Культура» и Первый канал белорусского радио. На этом слова благодарности, увы, заканчиваются. Дело в том, что после выхода записи студийного качества альбом попал на все радиостанции Минска. И был разослан по всем областным. Но, кроме названных СМИ, группа так нигде больше и не зазвучала. Если удавалось связаться с программным редактором станции и спросить у него, в чем причина отказа, то ответ был всегда одинаков — «неформат». Надо сказать, что коммуникации с местными редакторами по какой–то причине затруднены. Обычно приходится общаться с охранниками радиостанций. При этом в России и Украине ситуация почему–то иная — продюсер или менеджер по артистам и репертуару тебя не только примет и выслушает, но и скажет, когда позвонить, чтобы получить ответ. Наши до такой заинтересованности или просто вежливости «опускаются» редко. Почему так — загадка. Видимо, занятость высокая.


— Но есть же такая услуга «коммерческий эфир»... То есть «форматность» — величина подвижная и ее вполне можно купить?


— Слышал об этом. Но наша позиция принципиальная — мы вкладываем силы и средства в создание контента, который используется радиостанциями и телеканалами. Поэтому никогда не платили за ротации и в будущем платить не станем.


— Радио для группы — это главное средство популяризации?


— Есть, конечно, Интернет как новое средство продвижения музыкального проекта. И мы достаточно активно используем сетевые ресурсы. Но на сегодняшний день будем смотреть правде в глаза: на постсоветском пространстве радио и телевидение — основные популяризаторы. С появлением формата «75% белорусской музыки в эфире» появилась надежда на то, что к рок–группам станут относиться более внимательно. Но пока только две группы — J:Морс и beZ bileta попадают в «формат» всех без исключения станций.


— Чем это можно объяснить?


— Сложно сказать. С одной стороны, обе команды играют в стиле поп–рок. С другой стороны, beZ bileta существуют уже 10 лет и только последний альбом, насколько могу судить, принят станциями так безоговорочно. Кому будет интересно, если все группы заиграют под J:Морс, чтобы песни брали в ротацию? И 10 лет — это огромный отрезок жизни. Нашей группе уже 4 года. Что с нами будет через 6 лет, если временной фактор — действительное условие попадания в эфир? 6 лет заведомой работы «в стол» ради неясной перспективы — это не наш путь. Мы хотим быть услышанными!


— Может быть, все дело в том, что beZ bileta, наконец, записали очень удачный альбом?


— Как оценить удачность альбома, минуя ротацию на радио?.. Пока не сложатся особые отношения с радиостанциями, слушатели не услышат песен. Пока слушатели не начнут требовать поставить любимую группу в эфир, станции не станут брать новый альбом только потому, что коллектив уже известный и проверенный. Разве не задача радиостанций открывать новые имена, поддерживать перспективных исполнителей? Могу с ходу назвать десять уникальных и самобытных групп и артистов Беларуси, которых не услышишь по радио.


— Помимо радиоэфиров, есть же еще момент продажи альбомов и концерты...


— С этим все тоже складывается далеко не фантастически. Мы благодарны компании «Вестрекордс» за выпуск нашего дебютного альбома в 2005 году. Но, к сожалению, реклама и продажа стали задачей не лейбла, а нашей. 80% тиража мы продали самостоятельно на наших концертах. Что касается живых выступлений, то мы стараемся подавать заявки на все известные нам рок–фестивали. Клубные концерты организовываем и проводим сами. Местные промоутеры не берутся. Клубов, где может выступить группа, и так немного, арт–директора для рок–концертов определяют не лучшие дни, как правило, с понедельника по среду. Организация концерта — занятие хлопотное и весьма затратное. Хорошо если удается выйти «в ноль». Бывают месяцы, когда у группы нет выступлений. Бывает, что шесть кряду. Мы решили, что будем поступать с молодыми командами так, как не поступали с нами. У нас уже сложился некоторый круг слушателей и зрителей. Поэтому мы приглашаем молодые группы выступать на наших сольных концертах в качестве специальных гостей.


— Андрей, если все так туманно, призрачно и неприбыльно, не лучше ли сменить хобби? Ведь Naka для всех вас хобби?


— Сегодня группа Naka для всех нас — профессиональное хобби. Все наши музыканты — профессионалы. При этом все мы работаем на разных работах, иначе не выжить. Группа — это способ творческой реализации для автора. Для музыкантов — возможность выступать и профессионально расти. Мне лично, чтобы чувствовать себя живым, нужен вызов. Поставил себе цель, чтобы Naka выступила перед 15 тысячами зрителей, и вперед. Пока не сольно, но на фестивале «Крылья» нам это удалось. Впереди запись нового альбома. У группы есть поклонники, и их ряды от концерта к концерту растут. Нам есть для кого творить!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter