Закончатся ли переговоры по Сирии успехом?

Гордиев узел Сирии

В Астане проходит очередной, третий раунд переговоров по урегулированию сирийского конфликта. Новый формат переговорного процесса был предложен совместно Россией, Турцией и Ираном, выступающими в качестве основных гарантов мирного процесса после того, как в декабре минувшего года удалось достигнуть договоренностей о режиме прекращения огня. Первые два раунда переговоров в Астане состоялись в январе и феврале этого года и каких-либо прорывных решений не принесли. Впрочем, ожидать столь быстрого разрешения конфликта, который тянется уже шесть лет, было бы верхом самонадеянности. 

Фото bnews.kz

Несмотря на отсутствие громких прорывов, астанинский формат, тем не менее, уже стал наиболее результативным из всех попыток урегулирования сирийского конфликта. Режим прекращения огня между проправительственными войсками и умеренной оппозицией более или менее соблюдается. Это происходит на фоне продолжающихся успехов в противоборстве с экстремистскими формированиями. Возможно, относительной успешности данного формата как раз способствуют отказ от громких политических задач и упор на медленное, пошаговое урегулирование, сосредоточение на ближнесрочных, технических задачах.

Основными вопросами, обсуждаемыми в Астане, в этот раз стали продление режима перемирия, срок действия которого истекает 20 марта, а также согласование действий сторон в борьбе с экстремистскими группировками. В частности, это касается вопросов обмена данными о диспозиции и перемещениях экстремистских формирований.

Еще одним вопросом, так или иначе встающим в связи с переговорным процессом в Астане, является состав участников, вовлеченных в мирный процесс. В настоящее время основные нити переговоров находятся в руках трех стран — России, Турции и Ирана, однако очевидно, что число заинтересованных игроков, так или иначе втянутых в сирийский конфликт, намного больше.

В настоящее время ЕС и США, потерпевшие дипломатическое фиаско в рамках организованного ими процесса в Женеве, оказались на обочине переговоров в Астане. Кроме того, внутриполитические проблемы вынуждают их ослабить внимание к международной повестке. В США продолжается противостояние Дональда Трампа и его политических оппонентов. ЕС стоит на пороге судьбоносных электоральных кампаний в ряде ключевых стран (Нидерланды, Франция, Германия), которые могут изменить всю дальнейшую судьбу этого объединения. Тем не менее США держат руку на пульсе астанинского процесса, отправляя туда своих наблюдателей. 

Многое будет также зависеть от позиции ближневосточных игроков. Здесь сохраняется напряженность между рядом значимых государств региона (Саудовская Аравия, Катар, Бахрейн) с Ираном. Поэтому подключение к переговорному процессу этих государств (а также ориентированных на них групп оппозиции) в настоящее время оказывается затруднено. Тем не менее некоторые ближневосточные государства уже сделали первые шаги для своего участия в переговорном процессе. Так, Иордании удалось обеспечить присутствие на переговорах представителей оппозиционных группировок из пограничных с этой страной районов Сирии (из-за этого переговоры даже было решено продлить на один день). О своей заинтересованности в астанинских переговорах заявляет и официальный Каир.

Что касается дальнейших перспектив политического урегулирования, то они остаются по-прежнему неопределенными из-за сохраняющихся противоречий как внутри Сирии, так и среди международных игроков. Так, проект новой сирийской Конституции, который был предложен Россией еще в ходе первого раунда переговоров, тут же вызвал возражения как со стороны ряда оппозиционных групп, так и Турции (из-за предполагаемой этим проектом автономии для сирийских курдов). Очевидно, если количество вовлеченных в переговоры игроков будет расти, будет нарастать и ком противоречий.

Обстановка внутри самой Сирии продолжает оставаться напряженной. Переговоры в Астане прошли на фоне сообщений о череде терактов в Дамаске, жертвами которых в совокупности стали более 100 человек. По всей видимости, таким образом исключенные из переговорного процесса экстремисты пытаются дестабилизировать обстановку и сорвать формирование широкой международной коалиции. Впрочем, и без того по-прежнему высока вероятность, что переговоры зайдут в тупик под грузом собственных противоречий.

shimoff@rambler.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter