Сможет ли ОДКБ разрубить гордиев узел Нагорного Карабаха?

Гордиев узел Нагорного Карабаха

Четыре фактора, влияющие на ход развития событий в армяно-азербайджанском конфликте и роль ОДКБ

Для лучшего понимания того, что сейчас происходит на границе Армении и Азербайджана, надо расставить акценты. Перед началом второй карабахской войны в сентябре 2020 года у Армении было около 15—20 тысяч солдат и укрепленная линия обороны, которую во время вооруженных действий прорвали войска Азербайджана. Сегодня в регионе находится менее двух тысяч российских миротворцев на неукрепленных позициях, они к тому же не имеют мандата на ведение боевых действий. Поэтому очевидно, что Россия и ОДКБ сейчас не располагают в регионе достаточными силами и средствами, чтобы противостоять такого рода инцидентам. В это же время Азербайджан открыто применял артиллерию и РСЗО. Пока что в Нагорно-Карабахскую Республику направлена наблюдательная миссия, а действия Азербайджана названы «неприемлемыми».


Второй важный момент — внутренняя политика самой Армении. Премьер-министр Никол Пашинян в свое время пришел к власти в результате «бархатной революции», через отставку предыдущего правительства и массовые акции протеста. Тогда у власти находилась Республиканская партия — политическая элита. Ее костяк — в основном выходцы из Нагорного Карабаха, в том числе представители бизнеса, военные и герои первой карабахской войны. Сегодня Пашинян, в том числе и по внутренним причинам, не имеет особого желания защищать вотчину своих политических противников, с которыми он боролся много лет.

И само поражение в карабахской войне не имело для Пашиняна катастрофических последствий — он сохранил власть и впоследствии победил на выборах. Поэтому можно сделать вывод: ни для премьер-министра Армении, ни для прозападной части армянской диаспоры, на которую он опирается, проблема Карабаха не первостепенна. Более того, за счет сдачи территорий сильно ослабли политические оппоненты Пашиняна, имевшие там интересы.

Из этого можно предположить: вряд ли стоит ожидать, что в ситуации по Карабаху Россия займет более проармянскую позицию, чем сама Армения. Скорее, пока мы видим попытки Москвы интегрировать спорные территории Азербайджана и Армении в единые экономические связи, открыть там транзитные коридоры, наладить водоснабжение. Это, по мнению России, должно снизить общую напряженность.

Третий важный момент. К сожалению, российско-армянские отношения сейчас находятся в худшей точке, пожалуй, за последние 30 лет. Так совпало, что накануне нынешнего обострения радикальные группы внутри Армении обвинили Россию в проведении теракта в торговом центре в Ереване, на что российское посольство направило ноту в МИД Армении. Государственные СМИ Армении к России, мягко говоря, критичны. Кремль упрекают в недостаточной помощи и в нежелании воевать, а личные контакты Владимира Путина и Никола Пашиняна не имеют большой результативности.

Однако несмотря на критику, надо сказать, что только благодаря усилиям России армянская часть Карабаха в принципе сейчас существует. Военное поражение во второй карабахской войне было очень существенным, и речь могла идти о взятии Азербайджаном Лачинского коридора, а затем столицы — Степанакерта, то есть о полной ликвидации непризнанной республики. Только организация переговоров, а затем миротворческая миссия России позволили сохранить Нагорно-Карабахскую Республику хотя бы в нынешних урезанных границах. Очевидно и то, что никакие западные миротворцы, например французские, туда не поедут. Более того, Запад не может и не хочет портить отношения с Турцией, направляя туда свой контингент.

Мы подошли к четвертому фактору, влияющему на развитие ситуации, — турецкому. Сегодня Турция (главный военно-политический союзник Азербайджана) тесно вовлечена в российские экономические схемы по реэкспорту нефти, газа и других товаров. Кроме того, Стамбул выступал посредником в переговорах с Украиной и, наконец, наметились общие точки соприкосновения в Сирии. Поэтому России сейчас крайне невыгодно в ущерб собственным интересам занимать проармянскую позицию в военном конфликте.

Совокупность всех этих факторов дает очень сложный расклад, в котором как любые активные действия России, так и ее бездействие только ухудшают общую ситуацию. ОДКБ предстоит решить эту головоломку.

Сергей КЛИШЕВИЧ, депутат Палаты представителей Национального собрания.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter