“Гора самоцветов”

Праздник мультипликации начал свое шествие по регионам БеларусиРебятишки из детских домов, городков, школ-интернатов увидят семь фильмов из мультипликационного цикла “Гора самоцветов”, созданного режиссерами России, Беларуси и Украины. Вчера “мультяшный” фестиваль был в гостях у минских детей и в Могилеве. 28 октября “Гору самоцветов” ждут в Гродно, 30 октября — в Гомеле, 3 ноября — в Бресте и 5 ноября — в Витебске. Приоткрыть дверь для каждого ребенка в мир искусства анимации решила компания “ЮНИЛЕВЕР” при поддержке Министерства образования Беларуси.

Порадовать ребенка хотя бы в выходные походом в кинотеатр на просмотр мультфильмов — что может быть лучше? К сожалению, сегодня далеко не все родители могут себе это позволить. Кто-то из-за нехватки времени. Кто-то, живя в небольшом городке или деревне, и вовсе забыл, когда “приезжало” кино (что уж говорить о хороших мультфильмах для детей). В таком случае остается пойти (поехать) в город и купить или взять напрокат новенькую видеокассету или  DVD для малыша. Как не растеряться в многообразии старых добрых мультфильмов советских времен, американских мультсериалов, фильмов о животных, фильмов-сказок? И как легко выбрать что-то по шаблону — купить очередной ужастик или что-то только что сошедшее с зарубежного конвейера, надеясь на то, что наконец-то ребенка удастся увлечь голубым экраном. Но здесь важно помнить: заманчивая яркая коробочка с видеокассетой или диском может нанести непоправимый вред ребенку.
К примеру, режиссер российской студии “Пилот” Сергей Меринов, по инициативе которого и началось создание мультипликационного цикла “Гора самоцветов”, всегда, прежде чем позвать свою дочь к телевизору на мультик, просматривает его сам. Именно так следует поступать всем родителям, советуют психологи. “Ребенок идентифицирует себя с главным героем, вместе с ним учится понимать, что такое хорошо и что такое плохо, — говорит практический педагог-психолог Светлана Романюк. — Но беда в том, что  разобраться в поступках героев самому ребенку сложно. Дети доверчивы и инстинктивно стремятся к подражанию. Задача взрослых заключается в том, чтобы найти достойный образец для подражания”. Известен печальный случай, когда четырехлетняя девочка прыгнула из окна третьего этажа, подражая мультяшным героям. Она была уверена, что, расплющившись об асфальт в лепешку, встанет как ни в чем не бывало и пойдет дальше. Жизнь девочки удалось спасти, но у нее остались проблемы с позвоночником.
К счастью, теперь, когда цифровые технологии в создании анимационных фильмов приходят и на постсоветское пространство, появляется хоть какая-то уверенность в том, что в ближайшем будущем наши дети будут защищены от конвейерного производства американских мультсериалов. Во всяком случае аниматоры стран СНГ прилагают все возможные усилия для того, чтобы заполнить рынок фильмами, созданными на добрых традициях советского кинематографа. “Гора самоцветов” — проект, подтверждающий это. “Он уникален не только тем, что создан в телевизионном формате, — вскоре его показ начнет ведущий российский канал, — говорит режиссер Сергей Меринов. — В нем использованы новые технологии, и еще, что, пожалуй, самое важное, — цикл собран из семи мультфильмов, снятых по мотивам сказок народов мира. Юные зрители могут познакомиться не только с новыми героями. В заставках фильмов отображены элементы народных промыслов, национального костюма разных народов, при экранизации используем этническую музыку, что обогащает внутренний мир детей, воспитывает в них толерантность”.
Белорусам “Гора самоцветов” будет интересна еще и тем, что в ней почти половина мультфильмов, созданных белорусскими аниматорами. Нанайская сказка “Медвежьи истории” Марины Карповой уже получила множество призов на международных фестивалях. Ирина Кодюкова представила лирический фильм “Соловей” по татарской сказке. Игорь Волчек сделал мультфильм по мотивам белорусской народной сказки “Мальчик-с-пальчик”. Оказалось,  наряду с известными русским и французским вариантами сказки есть не менее интересный белорусский.  Новые мультики и у российских режиссеров — “Про Ивана-дурака”, “Куйгорож”, “Чепоги”. Есть в цикле и украинская сказка “Злыдни”, снятая Степаном Ковалем.
Литературные сюжеты привлекают внимание режиссеров, поэтому фильмы-сказки или сказки “по любимой книжке” всегда пользуются спросом. Однако лучше, говорят психологи, прежде чем увидеть видеоверсию, познакомиться с книжным вариантом. И когда ваше чадо подрастет, его внимание будут привлекать не только мультфильмы, но и художественные фильмы для детей, документальные ленты.

Советы родителям

Как не ошибиться с выбором нового мультфильма?
* Прежде чем покупать кассету, постарайтесь сначала найти ее в прокате или взять на просмотр у знакомых. Только после этого покупайте то, что вам действительно понравилось.
* Не приобретайте нелицензионные видеокассеты и диски.
* Не держите дома “телевизионный мусор”. Домашняя видеотека должна быть составлена из лучших фильмов, без “фастфуда” в виде сериалов, боевиков и ужастиков.
Как быть, если после просмотра мультфильма вы заметили в ребенке проявление жестокости?
Психологи советуют действовать по следующей схеме:
* Узнать, какой персонаж копирует ребенок и почему именно его.
* Поинтересоваться, что привлекает ребенка в данном мультфильме.
* Объяснить ребенку с помощью определенных стимулов (например, дружба со сверстниками, хорошие оценки, поощрение, красивые игрушки), что таким поведением, копирующим героя мультфильма, он добьется скорее обратного.
* Совместно посмотреть мультфильмы и попросить ребенка порассуждать: кто из героев добрый (умный, красивый), а кто — злой, коварный, хитрый.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter