Google в помощь
14.12.2010
Закончились выступления кандидатов на телевидении и радио. Хотя при желании записывать и транслировать обращения можно хоть по нескольку раз на день. Через интернет. К тому же мониторов у нас сейчас не меньше, чем телевизоров. В общем, без современных информационных технологий нынешнему серьезному политику ну никак не обойтись. Что здесь должно стоять на первом месте? Логика подсказывает, что личный официальный сайт. Прямой путь к нему, по идее, — через сетевую поисковую систему. Ну что ж... Как нынче модно выражаться, «погуглим». В строку поиска забиваем фамилию, имя и отчество кандидата, а к ним словосочетание «официальный сайт»...
Честно говоря, сразу подумалось о том, чтобы исключить из исследования действующего Президента. Здесь итог был вполне предсказуем. Первые позиции в результатах поиска — ссылки на официальный сайт Главы государства http://www.president.gov.by. Но все же чистота эксперимента требует учета всех позиций. Продолжаем нажимать кнопки клавиатуры.
Любопытные вещи иногда открываются. Кандидат Михалевич, например, своей популяризацией в сети обязан в первую очередь открытой энциклопедии «Википедия». Потом — Витебскому облисполкому, пинской районной газете «Полесская правда» и какому–то «Бойцовскому клубу». Но на пятой позиции ссылка на личный сайт, и это уже похвально.
У меня сложилось такое впечатление, что именно некоторые госресурсы обеспечивают львиную долю пиара кандидатам. По многим запросам первые строчки в результатах поиска выводят нас на сайты Центризбиркома, Витебского областного и городского исполкомов, упомянутой уже «Полесской правды», Речицкого и Славгородского исполкомов. Пожалуй, эти структуры уже достойны поощрения за освещение выборной тематики. А со стороны претендентов — отдельной благодарности. Ведь зачастую только после них поисковая машина выводит любопытного пользователя на личные сайты участников гонки. Впрочем, на каждого — по–своему.
Санников в личном интернет–рейтинге удостоился третьей позиции. У Некляева и Романчука ситуация особая. Персональных официальных сайтов, получается, нет, но есть ресурсы с названием «в поддержку». Здесь у каждого 3–е место в поиске, и снова после Википедии и госресурсов. Причем ресурс Романчука — сайт представляемой им партии. С натяжкой, но принимается.
Прямой ссылки на страничку Рымашевского обнаружить не удалось. Вышли на нее через один из блогов, который сообщил о том, что такой сайт открыт. Ладно, привередничать не будем. Возьмем в зачет и его.
А вот господин Терещенко порадовал. Он единственный после Лукашенко, ссылки на сайт которого поисковик дает в первом же результате. Страниц Статкевича и Усса нам обнаружить не удалось.
Что в итоге? Из 10 кандидатов 7 имеют личные сайты. Можно считать, что здесь все идет в духе времени. В содержательную часть страниц глубоко вдаваться не будем. Только пару замечаний. Свежих видеообращений на персональных страницах мы не обнаружили. Даже информацией о предстоящих встречах с избирателями на своих сайтах делится не каждый кандидат. Статичное повторение программ вряд ли имеет большую информативную ценность. Вероятно, именно отсюда и берут свои истоки результаты второй части нашего исследования.
В классическом варианте именно личные сайты кандидатов, пожалуй, должны быть первоисточниками информации, которую участники кампании хотят довести до широкой общественности. Призвав на помощь еще одного электронного робота — систему оценки индекса цитируемости ресурсов Яндекса, тестируем каждую из найденных страниц. Для, как говорят социологи, репрезентативности сделали это трижды. Утром и вечером субботы и в понедельник в середине дня.
«Искомая комбинация слов нигде не встречается» — этот ответ машины оказался самым популярным. Его она выдала на запросы о ресурсах Санникова, Некляева и Терещенко. Неожиданным образом в лидеры вырвался Романчук с индексом цитируемости — 400. Но здесь снова сделаем оговорку — это не совсем личный сайт, а партийный. Давно известный и относительно раскрученный. Поэтому и оценку нужно делать с известной долей допущений. Рымашевскому Яндекс поставил оценку 20, Михалевичу — 10.
Как относиться к обнаруженным цифрам? Все познается в сравнении. Индекс цитируемости официального сайта Александра Лукашенко — 2.200. Его можно сравнить с сайтами ведущих СМИ.
В итоге рейтинг независимого электронного робота получился такой, как представлен в графике. А журналисты «СБ» продолжают искать новые критерии оценки потенциала кандидатов.