Гонцы в воду

Как дайверы искали колокол

Как дайверы искали колокол


Сонную жизнь небольшой деревушки Н. (название умышленно не указываем, чтобы не давать ориентиров «черным археологам») нарушила странная процессия из автомобилей. Машины с минскими номерами подъехали к местному озерцу. Припарковались у берега. Из багажников пассажиры достали массивные баулы, железные баллоны, загадочного вида аппараты.


— Неужто радиацию приехали проверять? — мужики, которые отдыхали неподалеку, проявили живой интерес.


Но нет, все оказалось гораздо романтичнее. Дайверы (а это были именно они) заглянули в деревню Н., чтобы приступить к поискам колокола, который, по легенде, был затоплен здесь почти 100 лет назад. Подводной археологией в последнее время в стране толком не занимались, поэтому нашу экспедицию можно смело назвать уникальной.


А началось все обычно. У местного жителя Петра Шепетюка была мечта. Ничего особенного. Краевед больше всего на свете хотел одного: найти спрятанный колокол и прославить свою родную деревню. Мечта эта долгое время оставалась безнадежной. У сельсовета на поиски денег нет, а тем, кто мог бы помочь, лень выходить из джипов. Но весной Петр Степанович прочитал в «СБ» (номер за 24 марта с.г.) о находке в Вороновском районе. В апреле в деревне Заболоть чудом обнаружили четыре колокола. Как тогда радовались верующие! И как кручинились те, кто с металлоискателями рыщут по стране в поисках плохо лежащей старины. О «черных археологах» и их бурной деятельности нынче наслышаны даже в глубинке. «Помогите, а то будет поздно. Колокол достанется негодяям», — написал в редакцию краевед.


Но как достать находку из воды?


В то время, когда Петр Шепетюк думал о своем колоколе, в одном из кабинетов Института истории Национальной академии наук проходило собрание. На встречу к историкам пришли дайверы — те, кто любуется затонувшими кораблями в Красном море и ищет на Галапагосах встречи с акулами. Подводники, впрочем, не брезгуют погружениями и в наши водные пучины. Известно: у каждого озера есть своя история. Где–то «затонула» церковь и в лунную ночь видны силуэты куполов. Где–то раскинулись подводные кладбища... Мифы, конечно, но ведь находили аквалангисты и останки древних поселений, и следы островных замков. Часто попадались железные топоры, утварь...


В общем, подводное царство — белое пятно на нашей исторической карте. Ученые не смогли отказаться от заманчивого предложения дайверов. Так и договорились о сотрудничестве: первые совместные экспедиции стартуют уже этим летом. А для затравки начать решили с колокола. Бригада подводников во главе с руководителем минского дайвинг–клуба Андреем Лихачевым выехала в деревню Н.


Жителей в деревне — 600 человек, большинство — старики. Многие хаты стоят пустыми. Хозяева, разъехавшиеся по городам, и рады бы их продать. Но даже за 500 долларов — столько стоит хороший регулятор для дайвинга — покупателей нет.


...Петр Шепетюк встретил нас у озера и начал свой рассказ:


— В 1914 году, перед Первой мировой войной, в деревню пришли казаки. Они должны были эвакуировать людей в глубь России. Деревенский сход собрался, чтобы решить, как поступить с церковным имуществом. Храм построен в XVIII веке, рядом — колокольня, которая, возможно, еще старше. В ней — колокол. Посовещавшись, решили утопить его в озере. Много воды утекло, прошли две войны. Церковные архивы пропали. А точное место, где спрятали колокол, забылось. Обнаружил его чудом мой брат. После Великой Отечественной войны он окончил духовную семинарию. Стал псаломщиком. Вернулся в родной дом. Однажды купался в озере недалеко от берега. И ногой нащупал краешек колокола — ту часть, которую называют ухом. Но не до колоколов тогда было — все священное попиралось. Брату в райисполкоме настоятельно предложили уехать из страны в Казахстан. Там он и поселился — в Семипалатинской области. Прислал письмо. Указал место, где наткнулся на колокол, спросил, достали его или нет.


Куда там... Вместо того чтобы искать церковный символ, на озере поставили катамаран с мотором, который выкачивал сапропель. Почвоведы, приезжавшие в деревню, говорили, что в этом месте можно даже построить курорт с грязевыми ваннами: таким полезным оказался ил.


Развалилась страна, рассыпался заржавевший катамаран... А Петр Шепетюк сохранил пожелтевшее письмо, в котором особо выделил одну строчку: «Колокол лежит напротив сада, ближе к церкви».


На карте Беларуси масштабом 1:400.000 этого озера я не нашел. Так, небольшая лужица по сравнению с Нарочью или Дривятами. Типичный засыхающий водоем. С одной стороны — заросли камыша, с другой — небольшой пляж.


Пока дайверы готовили снаряжение — нужно ведь проверить оборудование, помочить водой маску, совершить еще несколько ритуалов, — разговорился с местной интеллигенцией.


Персонажи сплошь колоритные. Возьмем, к примеру, местного лесника Василия Шинкарука. В поисках колокола он исколесил всю округу. Искал в ямах и низинах. Вооружившись двумя железными прутьями, ползал по болотам.


— На металл прутья реагируют особенно — расходятся. Можно даже контуры предмета определить, — уверял нас Шинкарук, рисуя на песке диковинные фигуры...


В детективную историю поисков лесник внес свою лепту. Реликвию, по его мнению, утопили вовсе не в озере, а в сажалке за колокольней. Когда–то там располагались помещичьи пруды, соединенные каналами. По ним на лодках плавали паненки.


Что ж, проверим и эту версию. А пока к берегу подогнали лодку, один из дайверов забрался в нее и поплыл к предполагаемому месту затопления. Под аккомпанемент лягушачьих «трелей» поиски начались.


Говорят, местную церковь, стоящую на дубовых сваях, когда–то подняли всей деревней и перенесли на новое место. Еще одна легенда. А вот то, что во времена воинствующего атеизма у алтаря устроили сеновал, факт. В начале XXI века отреставрированная церковь сверкает чистотой и привлекает туристов.


Но какого размера был тот, пропавший, колокол? Чтобы узнать, поднимаемся по хлипкой лестнице к месту звонаря. Увы, разглядеть точку крепления невозможно: 100 лет не могли пройти незаметно.


Лесник Василий Шинкарук меж тем быстро облачился в рыбацкий костюм и залез в свою сажалку. Предложили ему постучать железной палкой: если колокол там — отзовется. Но желаемого металлического звона никто не услышал. Значит, ошибка...


Впрочем, лесник особо не расстроился и уже через несколько минут рисовал на песке новый чертеж.


— Это самолет. В районе озера в войну сбили. Вроде бы немецкий. Я его нашел. Кто бы помог достать!


Зона поиска слишком большая. Час, два под водой... Получается бессистемно и не очень, сказать по правде, профессионально. А ведь искать как надо дайверы умеют. Можно разбить участок на квадраты, привязаться к местности по GPS, прочесывать шаг за шагом. Как вариант скосить камыш и искать при помощи «навороченного» детектора. Или вовсе отложить до зимы, когда проводить операцию со льда будет проще.


— Сворачиваемся! — командует Андрей Лихачев. — Ждите нас скоро с большой делегацией. Колокол мы найдем. Разведка прошла успешно.


Говорят, лет 40 назад к полю за озером подъехала черная «Волга». Оттуда вышли двое, копали пару часов, достали сундук, положили в багажник. Был это клад или нет, сказать уже нельзя.


Но сегодня, когда многое из того, что лежало на поверхности, найдено и выкопано, копатели вполне могут нырнуть под воду. Не зря переживает краевед Шепетюк. На российских специализированных форумах вовсю вербуют дайверов–консультантов, способных выполнять поисковые работы в озерах с приборами–металлоискателями. Вот–вот эта мода проявится и у нас. И если с наземными охотниками за стариной ученые борются, подсыпая в районе мест раскопок тонны железного лома, сбивая с толку приборы, то под водой этого не сделаешь.


***


16.00. На поле дремлет пастух. Даже настырные комары спрятались в кустах. Озеро, в котором отразились две войны, самолеты и колокола, улыбается нам лукавой рябью. Своего пленника оно пока не отпустило. Так надо ли упорствовать?


Но дожидаясь дайверов, будет бродить вокруг водоема с палками–щупальцами лесник, тыкать веслом в камышах его друг–лодочник, а Петр Шепетюк — снова и снова вчитываться в письмо из прошлого. Все дело в том, что старый колокол для этих необычных людей — не просто раритет. Он, уверены сельчане, непременно зазвучит по–иному. Так же, как 95 лет назад, когда деревни были молодыми, а в ХХ веке еще ничего не случилось.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter