Скорость, грязь и острая борьба — как в индустриальном парке «Великий камень» прошло «ТракторШОУ»

Гонку сделать — не поле вспахать...

Четверокурсник БГСХА Владислав Бобрович победил на шоу к 70-летию выпуска первого колесного трактора МТЗ и вернулся домой на новом тракторе

С конвейера МТЗ первый колесный универсально-пропашной трактор сошел 70 лет назад! Особый юбилей для отечественного тракторостроения белорусы отпраздновали масштабно и необычно. В индустриальном парке «Великий камень» прошли соревнования по силовому экстриму, выставки современной и ретротехники. Но самое зрелищное событие — гонки на тракторах. С первых минут на площадке развернулась настоящая жара, и это не про погоду! Ведь на кону три BELARUS — их получили победитель и призеры заездов.


Сразу восемь команд (по одной от каждой области), а также Белорусский государственный аграрный технический университет и Белорусская государственная сельскохозяйственная академия поборолись за победу в пяти этапах. За руль того самого, синего, BELARUS-82.1 сели студенты аграрных вузов и механизаторы со всей страны. И пока пилоты готовились к первым стартам, гонку открыла тракторист 4-го разряда ОАО «МТЗ» Александра Гивойна. Девушка проехала на легендарном МТЗ-2 — первом массовом советском колесном тракторе.

— Как впечатления?
— Это незабываемые эмоции! Прокатилась с ветерком, как на кабриолете! —рассказала Александра на финише. — Я бы на таком каждый день ездила. Комфортно. Единственное — непривычно, что газ ручной и руль тяжелее крутится. Теперь-то в нашей технике гидравлика стоит.

Трассу с полосой препятствий организаторы прокладывали около двух месяцев. Там все создано для экстремальных трюков: трамплины, крутые повороты, водные и грязевые преграды, змейка и парковка задним ходом в гараж. Такие испытания удивили даже тех, кто с техникой на «ты».

Шесть лет работаю механизатором в КСУП «Экспериментальная база «Погородно» Вороновского района, но на гонках впервые. В поле трудиться легче, чем участвовать в соревновании, — смеется Мирослав Балинский из команды Гродненщины. Он одним из первых проехал заезд и задал отличную планку для конкурентов.

— Хорошо, что согласно жребию выступил вначале: чистую трассу проще проходить. Правда, все равно чуть в грязи не застрял, но передачу понизил и проскочил. Пока мое время — чуть больше пяти минут, если поднажму, точно поеду домой на новом тракторе.


После первого этапа из 16 участников отсеялась сразу половина, в четвертьфинал вышло по одному гонщику от каждой команды. Теперь механизаторам важно не заработать штрафные баллы и быстрее всех прийти к финишу, рассказал главный судья Анатолий Шевченко:

— Для каждого заезда меняется не только конфигурация трассы, но и препятствия на дистанции. Судим строго — смотрим на итоговое время, сбитые ограничители и съезд с маршрута. А если гонщик застрял в грязи — невыполнение элемента плюс штрафные секунды к зачету.

Вместе с судьями за острой схваткой наблюдают тысячи поклонников экстремальных видов спорта и мощных моторов. Зрители собрались вокруг трассы целыми семьями, некоторые приехали на шоу из других городов.


— Где еще можно увидеть, как четыре колеса трактора отрываются от земли? Сам впервые за таким наблюдаю, а сыну тем более интересно, — рассказал Михаил Кузмин из Солигорска.

Но многие из них даже не представляют, что за кадром масштабного зрелища участники умело скрывают волнение, стресс и неудачи. Как гонщики настраиваются на дистанцию, рассказал участник команды БГСХА Максим Логунов:

— Волновался перед каждым заездом, но меня успокаивала группа поддержки. Болеть приехала целая команда из Костюковичей: мама, папа, сестра и племянники. За гулом моторов плохо слышу их кричалки, но огромный баннер с моим именем видно со всех ракурсов на трассе.

— Но что помешало выйти в полуфинал?

— Когда за тобой приезжает BELARUS-12.21 — плохой знак, — улыбается Максим. — Не получилось пролезть сквозь грязь, специально брал правее, но все равно наскочил на яму и сошел с дистанции.

— Расстроились?

— Ну уж нет! Сам факт участия в таком шоу — это престижно для меня и вуза. Конечно, победа была бы приятным бонусом, но у команды БГСХА еще есть шанс — наш студент поборется за первое место.


В финал вышел и механизатор из Полоцкого района Виктор Бобарыко. Пока парень готовил технику к итоговой дистанции, поделился эмоциями:

— Коллеги сказали, чтобы без трактора не возвращался, — улыбается Виктор. — Вот я и стараюсь, хотя трасса была очень сложной. Нужно маршрут в голове постоянно держать. К тому же брызги воды и комки грязи закрывают обзор в кабине. Один раз даже думал, что не выеду. Когда понял, что прошел все отборочные этапы, азарт в разы увеличился.


Гонщики заметно переживают, ведь у них остались считаные минуты, чтобы определить, кто же уедет домой на новеньком BELARUS-82.1. Участники уже завели моторы, судья поднял флаг — финальный заезд стартовал! Пока механизаторы разыгрывают третье и четвертое места, Дмитрий Гук из Слуцкого района готовится к решающей схватке за победу в соревновании.

— Гонки — интересный опыт! А стану вторым или первым — не так важно. Приз в любом случае уже у меня, хотя совсем в это не верю. А что чувствуют коллеги и семья, которые смотрят прямую трансляцию, даже не представляю.

До первого места Дмитрию не хватило считаных секунд, на повороте его обошел четверокурсник БГСХА Владислав Бобрович.

Команда БГСХА: Максим ЛОГУНОВ, Владислав БОБРОВИЧ и Владимир ГУСАРОВ.

— Поздравляем с победой!

— Я выиграл? — удивляется Владислав. — Подъезжая к финишу, даже испугался, когда болельщики ко мне побежали. Эмоции переполняют, кажется, что все вокруг радуются больше, чем я. Не знаю, сколько еще нужно времени, чтобы осознать…

Несмотря на сложность трассы, парень ювелирно прошел этапы и показал лучшее время — 4,38 минуты. Узнали у Владислава, где он так хорошо научился управлять трактором.

— Учеба в академии не прошла даром. Кроме того, у меня опыт не маленький: каждое лето помогаю дедушке в его фермерском хозяйстве. Во всех заездах обошелся без форс-мажоров благодаря тому, что техника на высоте. Ни разу не подвела!

Праздничное шоу: атлет Александр Курак буксирует легендарный трактор МТЗ-2


lukashik@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter