Гонки с тенью

Накануне старта «Тур де Франс» корреспондент «СБ» наведался в поселок Коммунар и посетил велошколу, давшую дорогу в большой спорт Константину Сивцову, нашему представителю на самой престижной веломногодневке мира...
Накануне старта «Тур де Франс» корреспондент «СБ» наведался в поселок Коммунар и посетил велошколу, давшую дорогу в большой спорт Константину Сивцову, нашему представителю на самой престижной веломногодневке мира.

У начальника отдела по физической культуре, спорту и туризму Буда–Кошелевского райисполкома Александра Зыблева есть мечта. Дизельный микроавтобус. Честно сказать, если бы у меня была такая возможность, то я с удовольствием подарил бы райисполкому даже два. И пусть бы думали о чем–нибудь высоком. «Лучше всего, конечно, с прицепом, — будто прочитав мои мысли, уточняет Зыблев. — Но это уже наглость. Не поймут. Скажут: совсем совесть потерял. В районе до сих пор ни одного физкультурно–оздоровительного комплекса нет (сколько лет бьемся!), а он — автобус, прицеп...»

Сказать, конечно, могут. Среди жителей деревенек и поселков, затерявшихся на просторах страны, таких «мечтателей» пруд пруди. Да вот только Александру Владимировичу автобус нужен совсем не для огородно–картофельных целей. «Детей бы возили на тренировки. А прицеп — для велосипедов, — спешит объяснить он. — ФОК — это моя давняя мечта. Но пока до нее дело дойдет, велошколу можно будет и вовсе закрывать. А другую такую поди поищи!»

Чемпионы из ниоткуда

Поселок Коммунар — конечную точку моего маршрута — можно найти не на каждой карте. У местечек, подобных этому, крайне немного шансов попасть в новостные сводки: размеренный и неторопливый характер здешней жизни не располагает к громким событиям. Но Коммунар довольно известен. В основном благодаря местной спортшколе: в форме национальной сборной по велоспорту по дорогам всего мира сегодня колесят пятеро здешних воспитанников. Ну а лицом Коммунара можно смело называть Костю Сивцова, одного из двух гонщиков, которые сегодня откроют белорусскую страничку в истории знаменитой веломногодневки «Тур де Франс».

В отличие от Александра Кучинского, роль которого в команде «Ликвигас» пока не обещает солидных перспектив, Сивцов выступит в качестве лидера южноафриканского клуба «Барловорд». «Костя — наша гордость», — директор школы Михаил Свиридов достает из стола бережно сложенный плакат. На нем гонщик, победно вскинув руки, первым пересекает финиш. Уже в звании чемпиона мира среди «андеров» — гонщиков до 23 лет. Человека, который среди шумно–хулиганистой ребятни Узовской средней школы высмотрел будущую звезду, зовут Виктор Столыбко. Он же в свое время стал фактически вторым отцом для Ольги Гаевой, превратив выросшую в проблемной семье Золушку в настоящую принцессу велоспорта. Поэтому интуиции своей наставник привык доверять. «Я никогда не сомневался, что из Сивцова будет толк, — вспоминает тренер. — Парень выделялся неудержимым стремлением к победе. Он всегда хотел быть первым». Над предложением тренера заглянуть на тренировку Костя раздумывал недолго. Уже на следующий день после просмотра он появился в подвальном спортзале, переоборудованном из бывшей... котельной. И завертелось.

«У него было огромное желание тренироваться, — вспоминает тренер. — Костя всегда работал на пределе и на моей памяти не пропустил ни одной тренировки». И это при том, что от Узы, где до сих пор живет семья Сивцовых, до Коммунара километра 3 с гаком...

Семь верст — не крюк

«Расстояние — большая проблема, — вздыхает Михаил Свиридов. — В городе проще: на троллейбус сел и доехал, а здесь так не получится». В коммунарской школе и двух ее «филиалах» занимаются дети со всего района. И если летом транспортную проблему отчасти решают велосипеды, то зимой на «крытую» тренировку в зал детям нередко приходится добираться пешком. Или на автобусах, расписание которых далеко не всегда совпадает с тренерскими планами... «Раньше детей сами возили, а теперь, увы. Не на чем», — разводит руками Свиридов.

Летом, впрочем, у наставников и их подопечных забот тоже хватает. «Тренируемся на обычных дорогах, — объясняет тренер. — А значит, отпускать ребят без сопровождения я просто не могу. Знаете ведь, сколько велосипедистов ежегодно гибнет в авариях?! А у нас — дети! Но с другой стороны, обеспечить необходимые для тренировочного процесса условия школа не в состоянии. Состоящий на ее балансе «рафик» мало того что бензина «кушает», как добрый грузовик, так еще и редкую тренировку выхаживает без поломок».

Задний бампер личного автомобиля Столыбко от края до края исчерчен глубокими бороздами от велосипедных колес. Не привыкшие ждать милости от судьбы наставники пытаются решать проблему своими силами. «Сейчас ходят разговоры о том, чтобы выделить нам «Жигули». Отчасти это, конечно, поможет, но как, скажите, на соревнования ехать? — разводит руками Александр Зыблев. — Велосипеды ведь в легковушку никак не влезут...»

Детский спорт двигают энтузиасты. Хорошо это или плохо, но так было всегда. Однако и их терпению рано или поздно приходит конец. В этом году две ученицы коммунарской спортшколы стали победительницами республиканских соревнований (обеим, кстати, специалисты прочат большое спортивное будущее), однако уже в следующем году ситуация может измениться коренным образом. «Если ничего не изменится, то я буду вынужден просто вычеркнуть из тренировочного плана велосипедные тренировки, — разводит руками Виктор Столыбко. — У нас на всю школу... 3 тренажера. И ремонт, который не ровен час оставит нас без света и отопления еще не на одну зиму, прошлую уже так отмаялись».

Кручу, кручу педали...

Велосипеды, кстати, еще одна беда. «Смотри, корреспондент, на этом агрегате еще я в свое время катался, — по–отечески хлопает ладонью по седлу аппарата из прошлого Столыбко. — Костя Сивцов на нем начинал, новое поколение выросло, а он все ездит. Да это ж раритет, ему, старичку, в музее давно место...» Ездой в преломлении на реалии современного велоспорта управление стареньким «Старт–шоссе» назвать сложно. Техника сегодня решает если не все, то очень многое, и потому даже на республиканских соревнованиях коммунарским ребятам большей частью остается лишь с завистью смотреть в спину своим городским сверстникам. «У минчан велосипеды классные, — цокает языком Михаил Свиридов. — Фирма! И экипировка. Я сам такую первый раз увидел, а дети и вовсе обзавидовались... А что я им скажу, если один шлем долларов 50 стоит, а велосипеды хорошие от полутора тысяч начинаются. Мы таких денег в глаза не видели...»

Велогонки — спорт недешевый. А среди жителей окрестных деревень вряд ли найдутся семьи, способные взять на себя текущие расходы на подготовку (или на экипировку) своих чад. Гораздо больше тех, кто всеми силами пытается... отговорить детей от дорогостоящего, хлопотного и не сулящего скорых результатов увлечения. «С детьми беда, — вздыхает директор. — Мало того что оторвать юное поколение от компьютеров, которые постепенно добираются до самых отдаленных уголков Беларуси, задача сама по себе непростая, так еще и родители очень неохотно соглашаются, чтобы их ребенок ездил на тренировки за несколько километров. Учителя тоже масла в огонь подливают. Вот и получается, что деревень, которые охватывает наша школа, сегодня стало больше, а детей в ней числится почти столько, сколько и прежде. А ведь большинство наших олимпийских чемпионов — выходцы из села...»

Наше коммунарское «даешь!»

«Родительская» проблема не минула в свое время и Константина Сивцова. «Сколько мне трудов стоило объяснить его родителям, что парень может достичь большого успеха!» — дипломатические старания тренера увенчались успехом, и Костя вскоре стал чемпионом мира. А сколько было тех, кто бросил велосипед, не выдержав гонки с проблемами и неудобствами. «Вместе с Сивцовым занимались еще несколько толковых ребят, — говорит наставник. — Но в итоге остался только Костя. Остальных потеряли по пути...»

Сивцов теряться не собирался и не собирается. Как и Ольга Гаева, и остальные ребята, сделавшие имя коммунарской школе, при любой возможности он приезжает домой. И не с пустыми руками. «Костя постоянно помогает, — улыбается Михаил Свиридов. — Оля форму свою старую постоянно привозит, ботинки велосипедные... Ее знакомые итальянцы нашим девчонкам 2 велосипеда подарили! Только ведь возможности наших выпускников отнюдь не безграничны...»

Сегодня Костя Сивцов из деревни Уза Буда–Кошелевского района Гомельской области стартует в «Тур де Франс». Гонке, способной самым неожиданным образом повлиять не только на его жизнь, но и на жизнь затерявшегося посреди белорусских полей поселка Коммунар и его спортшколы. Школы, в которой точно знают, где искать и как готовить спортсменов мирового уровня. Им бы только чуточку помочь...

Дмитрий КОМАШКО, «СБ».

Кстати

На гродненских дорогах прошли гонки чемпионата страны. В раздельной первенствовал Андрей Куницкий. Любопытно, что 40–километровый участок он преодолел на 72 секунды быстрее, чем второй призер Бронислав Самойлов. На вопрос, как удалось показать такую высокую скорость, новоиспеченный чемпион ответил: «Я родился и вырос в деревне Новоселки Гродненского района, поэтому трассу знаю очень хорошо, чувствую каждый ее метр. За меня здесь болели родные и близкие, очень хотелось их порадовать».

Андрей Куницкий оказался заметной фигурой и в 220–километровой гонке с общим стартом. Он с Брониславом Самойловым ушел в отрыв, но на сей раз проиграл своему партнеру по итальянскому клубу. Бронислав пересек черту в гордом одиночестве, опередив на полминуты серебряного призера Кучинского.

Чемпионат страны стал генеральной репетицией перед первенством мира, который в сентябре пройдет в Германии. Ведущие гонщики Беларуси к главному старту года будут готовиться по–разному. Константин Сивцов и Александр Кучинский испытают трассы «Тур де Франс», Василий Кириенко уедет в Австрию, Александр Усов, Бронислав Самойлов и Андрей Куницкий — в Италию. Но перед всеми членами сборной будет стоять одна задача — набрать рейтинговые олимпийские очки. Главный тренер национальной команды Олег Иванов пояснил, что максимально можно получить пять лицензий, но реально для нас 2 — 3 в групповой гонке и одна — в индивидуальной.

Иосиф ПОПКО, «СБ».

Фото АП.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter