Интервью с руководителем тренеров–психологов национальных сборных по видам спорта Ириной Конон

Гоните прочь эмоции

Интервью с руководителем тренеров–психологов национальных сборных по видам спорта Ириной Конон

Конкуренция и плотность результатов в современном спорте выросла до такого уровня, на котором для победы мало просто старательно работать на тренировках. Распределение олимпийских медалей постепенно переходит в научную плоскость, где далеко не последнюю роль играет психология. О том, насколько важно для чемпиона научиться выбрасывать из головы все лишнее, мы попытались выяснить вместе с руководителем тренеров–психологов национальных сборных по видам спорта Ириной Конон.


— С точки зрения психологии Олимпиада действительно уникальный старт?


— Главное отличие Олимпиады в том, что на Играх представители всех видов спорта находятся вместе. В такой атмосфере гораздо сильнее чувствуется ответственность за страну. На чемпионате мира ты выступаешь в большей мере «за себя». Здесь же ты видишь, как соревнуются другие, сравниваешь их успехи со своими и хочешь, чтобы и твоя страна в медальном зачете была представлена как можно лучше. Эти мысли постоянно сидят в подсознании, и именно поэтому психологическая готовность, умение настроиться на борьбу «здесь и сейчас» выходят на первый план.


— Порядок в голове способен победить класс?


— Таких примеров много. Конечно, одной психологии для победы мало, но при прочих равных или даже небольшом отставании в классе спортсменов уверенность и настрой запросто могут принести успех. Так, например, случилось в Лондоне с нашей гимнасткой Любовью Черкашиной. Не могу сказать, что она завоевала медаль только за счет настроя, но ее заряженность во многом определила ход соревнований. Хватает и обратных примеров. Пресловутый «пик формы», на котором все стремятся подойти к главным стартам, — очень хрупкое состояние. В нем переплетены и функциональная готовность, и физиология, и психология, и тактика. Сбой в любом из компонентов может разрушить все, и вчерашний фаворит оказывается не в состоянии даже бороться за пьедестал.


— Сегодня некоторые специалисты пытаются психологией объяснить даже многочисленные падения лыжников и биатлонистов, замечая, что «настоящие чемпионы не падают». Это правда?


— Падают все. Но правда и в том, что правильный настрой спортсмена может раскрыть внутренние резервы его организма. Наверняка все слышали много историй, как, допустим, пенсионер, спасаясь от опасности, забирался на дерево, на которое в иной ситуации даже посмотреть было бы страшно? В спорте такое состояние бывает очень кстати, и многие спортсмены перед стартом пытаются представить, что они попали в какую–то экстремальную ситуацию. Помните слова биатлонистки Торы Бергер о бегущих за ней собаках? Но вызвать сверхрезервы искусственно — очень непростая задача. Наш мозг очень быстро адаптируется, а задача психолога как раз и состоит в том, чтобы каждый раз придумывать новых «собак». И здесь хочу сказать про особенности национального характера. Очень часто приходится сталкиваться с мнениями о том, что пресловутая белорусская толерантность — это признак отсутствия внутреннего психологического стержня, без которого даже мечтать о победах глупо. На самом же деле все иначе. В этой толерантности я как психолог вижу мудрость и предрасположенность терпеть даже в тех ситуациях, когда терпеть, кажется, уже невозможно. Мы часто об этом забываем, тем более что многие СМИ преподносят это в не самом лучшем свете. Но, поверьте, в большом спорте терпение, воля к победе и умение не поддаваться эмоциям и не метаться из стороны в сторону играют главенствующую роль, позволяющую обходиться и без дополнительного стимулирования. Помните выступление Сергея Новикова на Олимпиаде в Ванкувере?


— Дарья Домрачева говорила, что открыть счет медалям уже в спринте ей в какой–то мере помешал груз ответственности. Выдержать бремя свалившейся на нее сегодня славы проще?


— С точки зрения психологии разницы между триумфом и провалом нет вовсе. Ответственность, чувство досады из–за неудачи и эйфорию от славы выдержать одинаково сложно. И все это одинаково выбивает спортсмена из колеи. Так что сегодня успешность дальнейших выступлений Даши во многом зависит от того, сможет ли она разобраться со своим психологическим состоянием и вновь настроить себя на борьбу. В гонке преследования сделать это ей удалось...


— Еще одна наша надежда — фристайл...


— И здесь опыт наших ребят может стать решающим фактором. Лыжная акробатика — очень непредсказуемый вид спорта, и эмоциональная неустойчивость в нем легко может привести к ошибке. Что же касается Алексея Гришина и Дмитрия Дащинского, то они уже прошли и огонь, и воду и удивить или выбить их из равновесия очень непросто. Практически любой из наших фристайлистов может претендовать на пьедестал. В том числе и Алла Цупер, которая будет выступать уже сегодня. Вероятность победы Аллы букмекеры оценивают крайне низко. Никто от нее ничего не ждет. При этом именно психологическое давление, по словам Аллы, мешало ей подняться на пьедестал на предыдущих Играх. Это — Олимпиада...


— Существует ли универсальный рецепт олимпийского спокойствия?


— К счастью, нет. Иначе мы следили бы за соревнованиями роботов. Да, найти уникальный рецепт для каждого спортсмена неимоверно сложно, но разве не за эмоции и непредсказуемость мы и любим спорт?


Советская Белоруссия №29 (24412). Пятница, 14 февраля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter