Контрафакт: социально-экономические последствия
30.11.2018 07:58:45
Людмила ГЛАДКАЯ
Грешна, каюсь. И ведь ничего не дрогнуло внутри, когда брала платье вроде и известного производителя, но по уж очень приятной цене. «Ликвидация товара! Берите! Скидки!» — науськивал продавец. Взяла. А потом краска с обновки полезла буквально на глазах. Как так-то? Теперь и я — жертва подделки. Добровольно причем. Расползающимся по швам пальто, отваливающейся подошвой обуви и тому подобным уже никого не удивишь. Мировой рынок контрафакта сегодня оценивается почти в 250 миллиардов долларов в год. В зоне риска — результаты интеллектуальной деятельности, потребительские товары, в частности продукты питания, косметика, бизнес-продукты вроде запчастей и компьютерных чипов.
Каждый отдельный покупатель вещей–двойников вряд ли думает о том, что серый оборот наносит серьезный ущерб экономике и репутации страны. Казалось бы, всего какая–то одна кофточка или джинсы. А если одна, вторая, тысячная?.. При этом некачественная вещь может быть небезопасной для здоровья.
Понятно, что ушлых торговцев фальсификатом больше там, где свободные экономические зоны между государствами и есть возможность вильнуть между звеньями антиконтрафактного механизма той или иной страны.
Белорусская система борьбы с нелегальной торговлей уже зарекомендовала себя с положительной стороны, однако нерешенные вопросы остаются. Их и обсуждали недавно в Минске участники дискуссионного клуба Ассоциации защиты интеллектуальной собственности «БелБренд». Речь шла о либерализации параллельного импорта, унификации норм законодательства стран ЕАЭС, предусматривающих ответственность за незаконное использование объектов интеллектуальной собственности, необходимости усиления роли общественных организаций и объединений в защите брендов, борьбе с недобросовестной конкуренцией, продвижении белорусских торговых марок.
Знаний по противодействию нелегальной торговле порой не хватает и тем, кто должен быть в теме. Участники дискуссионного клуба считают, что нужно дополнительное обучение для специалистов в области защиты интеллектуальной собственности, а также представителей госструктур, силовых ведомств, руководителей предприятий и потребителей с учетом их должностных и социальных функций.
Какую белорусскую продукцию подделывают за рубежом?
Понятно, успешных предприятий. Скажем, БелАЗ, приводит пример Валентина Дынич: у него было немало судов, касающихся незаконных «копий» белазовских деталей. Рекордсмены по подделке в России — наши продукты питания, молочка. И пока продавцы псевдобелорусских товаров получают он них прибыль до 500% и более, добросовестные производители теряют сотни тысяч долларов и возможность выхода на российский рынок. И хоть наша промышленность уже перестает экономить на защите, реакция отдельных предприятий удивляет — мол, и бог с ними: «Раз нас подделывают, значит, мы заметны и это все равно слава». По мне, так сомнительная. «К сожалению, наши производители не всегда стремятся отстаивать свои авторские права, бренд, — констатирует Игорь Комаровский, зампредседателя Постоянной комиссии по промышленности, топливно–энергетическому комплексу, транспорту и связи Палаты представителей. — Хотя в стране есть законодательные нормы, их нужно просто выполнять».
Тему продолжили на VI Международном форуме «Антиконтрафакт–2018» в Москве. По его итогам прозвучало предложение для борьбы с контрафактом ввести электронную сертификацию различных изделий и таким образом проследить всю «жизнь» товара. Также Беларусь и Россия подписали соглашение о защите прав на объекты интеллектуальной собственности, которое защитит потребителей двух стран от подделок из–за рубежа.
gladkaya@sb.by