Останутся ли в аптеках гомеопатические лекарства

Гомеопатия под ударом

Шумиха вокруг меморандума 32 российских ученых о лженаучности гомеопатии не утихает до сих пор: в Минздраве собираются определиться с ее судьбой, собрав рабочую группу. Именно она и урегулирует спорные вопросы, которых, к слову, у наших соседей немало. Потребители делают прогнозы, останутся ли в аптеках гомеопатические лекарства, производители считают убытки: на фоне ярой критики впервые за последние 5 лет продажи препаратов на российском фармрынке упали на 14%.

Фото Артура ПРУПАСА

Основной аргумент противников гомеопатии — ее не доказанная наукой эффективность. По мнению авторов меморандума, лечение сверхмалыми дозами априори не может принести никакой пользы по одной простой причине: лечебного вещества после тысячекратного разведения в препарате просто не остается. Значит, заявленные целебные свойства идут вразрез со всеми известными химическими, физическими и биологическими законами, эффекта от такого средства не больше, чем от плацебо, а место гомеопатии — где–то рядом с магией, целительством и экстрасенсорикой. И еще один довод, финансовый: гомеопатические препараты отбирают около 15% доходов у официальной фармотрасли России. Мол, люди, уверовавшие в этот метод, постоянно опустошают кошельки на бесполезное лечение, вместо того чтобы пойти к врачу, придерживающемуся традиций Гиппократа. Авторы меморандума настроены категорично: требуют ставить предупреждения о неэффективности и лженаучности препаратов прямо на упаковках. Фармацевтам и врачам предписывается не рекомендовать гомеопатические средства, а образовательным учреждениям — свернуть учебные программы, связанные с гомеопатией.

Но речи о полном запрете пока не идет. Документ только заострил внимание на проблеме гомеопатии в целом: в России действительно немало лжепрактиков, учуявших легкий способ обогатиться. К слову, далеко не все имеют даже элементарные знания об этой отрасли и медицинское образование. Только по данным Общественного совета при Минздраве РФ в стране работают более 50 тысяч врачей–гомеопатов. Добавьте к ним еще немалое количество шарлатанов, из–за которых, собственно, гомеопатия и попадает под удар.

А что у нас?


Споры среди сторонников и противников гомеопатии нас как–то обошли стороной. Почему? Просто–напросто нет почвы для разногласий: врачебной практикой в Беларуси занимаются около 100 гомеопатов, а теневые частнопрактикующие шарлатаны как–то не прижились — люди предпочитают обращаться к лицензированным медработникам. К слову, у нас в этой сфере все гораздо строже. Только для того, чтобы просто получить разрешение на обучение гомеопатии, нужно обязательно иметь медицинское образование, опыт работы и врачебную категорию не ниже первой. А заниматься подобной деятельностью без лицензии Минздрава и вовсе нельзя. Как и все врачи, гомеопаты раз в 5 лет проходят курсы повышения квалификации, участвуют в медицинских конгрессах. Для сравнения: в России допускаются к обучению даже те, кто весьма далек от медицины. После таких курсов горе–гомеопат получает «диплом» лекаря (не врача!) и идет лечить людей. К этой нише примыкают и ничего общего не имеющие с медициной как таковой: «врачующие» по группам крови, по астрологическим прогнозам... Неудивительно, что все это подрывает веру в гомеопатию. Однако больше всего шумиха взволновала тех, кто годами использует подобный метод альтернативной медицины: потребителя прежде всего волнует, что будет с гомеопатией, если ее признают лженаукой?

Фото Павла ЧУЙКО

— В медицине нельзя быть категоричным, — считает руководитель Республиканского объединения врачей–гомеопатов в составе Белорусской ассоциации врачей, доктор медицинских наук, профессор Ольга Пересада. — Это очень сложная область, в которой существует много методик. Можно принимать или не принимать гомеопатию, однако она имеет место быть, и что бы там ни говорили ее ярые противники, есть очень много положительных примеров воздействия гомеопатических препаратов на организм человека. Гомеопатию ругали на каждом витке ее существования с самого момента зарождения. У нас в стране официально она существует более 20 лет, с тех пор как Минздрав разрешил использовать врачам в своей практике и гомеопатические методы лечения. С того времени есть и определенная система получения знаний, регулирование и контроль над этой сферой.

Споры же вокруг, по мнению Ольги Анатольевны, возникают по нескольким причинам. Начнем с того, что гомеопатия не впервой попадает под подозрение, потому что дозы некоторых веществ в ее лекарствах невероятно малы, а их эффективность за 200 лет существования метода так и не была обоснована научным путем. Многие называют такие препараты обычными пустышками– плацебо. Однако гомеопатические средства (и это доказано клинической практикой) с успехом используются в педиатрии, где вряд ли можно говорить о самовнушении: их назначают малышам, когда режутся зубки, при коликах и даже аденоидах. Доказана их эффективность и в ветеринарии. И потом, многие забывают про главное отличие гомеопатии от традиционного подхода, аллопатии: врач видит больного более широко.

— В наше время врачи смотрят на пациента, так сказать, по частям, — говорит Ольга Пересада. — Медики приобрели узкие специализации: хирург, терапевт, окулист, лор... Совершенно не значит, что это плохо. Однако иногда даже нам, врачам, надо сначала посмотреть на пациента целиком: сопоставить все симптомы с его ментальностью, психическим складом, с его привычками, анамнезом (в том числе семейным) и многими другими факторами. Беседа с врачом–гомеопатом может длиться и не один час, далеко не всякий терапевт может позволить себе столько времени уделить пациенту. И очень важно после этого найти индивидуальный подход и подобрать нужные лекарства. Гомеопатия к такому стремится.

В общем, наши сторонники гомеопатии критику российских ученых всерьез не восприняли, ведь на своем опыте в обратном убеждались не раз. Аптека на минской улице Володарского, известная каждому приверженцу метода, работает уже почти 20 лет и имеет лицензию на аптечное производство гомеопатических лекарств. В специализированном отделе столпотворения не наблюдается: все же говорить, что у нас масштабно скупаются гомеопатические препараты, пока не приходится. Руководитель предприятия Леонид Нечай признается, что только на одних таких средствах вряд ли можно продержаться, поэтому рядом есть отдел привычных аллопатических лекарств. Кстати, в России гомеопатические препараты собственного производства стоят раза в 3 — 4 дороже, чем у нас. Изучаем цены: в среднем за флакон средства, к примеру, от простуды или гриппа придется отдать от 4 до 7 рублей. Меньше, чем за обыкновенные таблетки. Кстати, у аптечных окошек покупатели тоже живо обсуждают меморандум российских ученых. И недоумевают: мол, если ты не сторонник метода лечения, это же не значит, что он вообще не имеет право на существование?

Цифры «СБ»


В прошлом году россияне потратили около 8 млрд российских рублей на 20 млн упаковок гомеопатических средств. Товарооборот таких препаратов в больницах за три года составил более 15 млн российских рублей. 

Прямая речь


Ольга Пересада, руководитель Республиканского объединения врачей–гомеопатов в составе Белорусской ассоциации врачей:

— Врачи должны быть грамотными и не дискредитировать гомеопатию: назначать, когда она нужна, и не злоупотреблять, когда это не надо. Хороший, грамотный гомеопат никогда не возьмется лечить больного без всех необходимых анализов. Если врач будет сомневаться в здоровье пациента, он сначала отправит его пройти необходимые обследования, а уже после сделает назначения. Каждый врач–гомеопат может привести немало примеров эффективности гомеопатических препаратов. Но мы не любим об этом рассказывать во всеуслышание, если и говорим, то только среди своих. Да и зачем? Ведь отношение к методу у многих весьма неоднозначное.

savitskaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter