Гомельский Рафаэль

“Как корабль назовешь, так он и поплывет” — всем известное изречение. В далеком 1937 году небезызвестному ныне в Гомеле художнику Абелю родители дали имя Рафаэль. И, наверное, именно этим во многом определили судьбу сына.

Семья Абель — это не потомственные художники, а потомственные военные. Отец Рафаэля Александровича прошел Великую Отечественную войну летчиком-техником, вернулся с фронта старшим лейтенантом. Сын поддержал династию — служил в зенитно-ракетных войсках. Военную карьеру, а не палитру и кисти выбрали и сыновья Рафаэля Александровича, и внуки.
А что касается имени...
— В конце 30-х, — поясняет Рафаэль Александрович, — детям модно было давать заграничные имена. Моей сестре досталось имя Альфреда, меня назвали Рафаэлем... А вот мой младший брат родился, когда мода на иностранные имена прошла: ему дали имя Валерий.
 Отец художника, выбравший для сына имя великого живописца эпохи Возрождения, был творческой натурой: до войны успел закончить цирковое училище, прекрасно рисовал (первые уроки живописи Рафаэль получил от него), был неплохим режиссером. Все эти качества пригодились, когда в 1948 году его направили работать директором Дворца культуры поселка Костюковка (который с 1965 года входит в состав Железнодорожного района Гомеля).
И вот уже более полувека семейная династия Абель вносит огромный вклад в культурную жизнь Костюковки. Заслуженный народный цирк Костюковки, которому исполнилось 50 лет и который неоднократно привозил высокие дипломы с самых престижных международных состязаний, носит имя Валерия Абеля (когда-то он его и создал). Сегодня цирком руководит дочь Валерия Татьяна. А внучка Анастасия ныне — режиссер костюковского Дворца культуры.
Что же касается Рафаэля Александровича, долгие годы он всерьез не помышлял о творчестве. Служил в армии (даже журналистам отрекомендовался не художником, а “бывшим солдатом Страны Советов”), потом работал стекловаром в пеноцехе стеклозавода. За добросовестный труд награжден двумя медалями и орденом Трудового Красного Знамени. А художественный талант казался чем-то вспомогательным.
— В школе, в училище, в армии, на заводе — всегда на моей ответственности было оформление наглядной агитации, выпуск стенгазет, дизайн красных уголков и ленинских комнат, — вспоминает собеседник. — Для брата Валерия, который был режиссером цирка, придумывал и создавал реквизиты и декорации.
Стекловары выходят на пенсию рано. В пятьдесят лет Рафаэль Александрович стал искать применение своим по-прежнему молодым силам и энергии. Тогда-то и оборудовал в подвале своего дома художественную мастерскую.
Сегодня картины Рафаэля Абеля украшают как учреждения, так и интерьеры домов жителей Костюковки. О художнике здесь говорят: у него дар от Бога. Причем ни одну из своих картин гомельский Рафаэль не продал. Это его принципиальная позиция. Ведь каждая картина — это часть души художника. А потому картины нельзя продавать — как определить их цену? Картины можно только дарить.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter