Голые голы

В польском футболе вспыхнул скандал, сопровождающийся арестами арбитров
В польском футболе вспыхнул скандал, сопровождающийся арестами арбитров

Приходит руководитель футбольного клуба в полицию и признается, что за семь лет своего правления дал десятки взяток судьям и игрокам соперничающих команд: за то, чтобы подняться из второй лиги в первую, чтобы не опуститься с занятого места, чтобы не вылететь из первенства за финансовую несостоятельность. Фантастика, скажете. Нет же, сермяжная правда.

Все вышеперечисленные этапы грязного, по сути, пути — от восхождения к бронзовым медалям с миллионами злотых «навара» до падения в четвертый дивизион, куда был сослан за долги, — одолел клуб ГКС из Катовице. После чего владелец клуба Петр Дзюрович, оказавшийся на грани разорения, явился с повинной и понарассказывал полицейским и прокурорам, а позже журналистам такого!.. Он даже и посчитать точно не может, сколько дал взяток. Говорит, где–то в пределах от пятидесяти до восьмидесяти.

Только в сезоне 1999 — 2000 годов, когда ГКС перебирался из второй лиги в экстра-класс, сумма подаяний составила 5 — 6 миллионов злотых, это до 2 миллионов в пересчете на доллары. Выгорело — клуб пробился в первую лигу. Если теневые расходы одной команды такие, то, как подсчитали спортивные журналисты, годовой оборот «черной» кассы польского футбола в целом превышает 22 миллиона злотых.

Сенсационный скандал не ограничился разоблачениями подковерных схваток в польском футболе. Последовали аресты арбитров. С подачи Дзюровича сыщики Вроцлава узнали, что арбитр Антони Фийярчик взялся «сделать» результаты двух матчей первой лиги. За взятку, конечно. Местом передачи денег определил лесную дорогу в глубокой тихой провинции. Сыщики организовали провокацию. Роль агента от взяткодателя сыграл полицейский, который привез назначенную сумму — 100 тысяч злотых. Получив деньги, Фийярчик сунул их в запаску в багажнике автомобиля и тотчас был скручен группой захвата.

Как позже установило следствие, Фийярчик выступал еще и посредником и должен был передать часть денег другим судьям. Он согласился сотрудничать со следствием и выступать в качестве основного свидетеля, чтобы смягчить наказание или вообще избежать оного. И уже по его наводке были арестованы судья Кшыштоф Здунек и инспектор матчей Мариан Дуща.

Главный возмутитель спокойствия Петр Дзюрович — сын покойного уже Мариана Дзюровича, создателя катовицкого ГКС, бывшего председателя Польского футбольного союза. Этот доктор горных наук, номенклатурный работник богатейшего в социалистические времена Катовицкого угольного объединения, с падением ПНР выбросил партбилет и переметнулся в «Солидарность». Рассчитал верно. Ему позволили бесплатно приватизировать футбольный клуб — под обещание создать сильную команду европейского уровня и построить стадион. Успел построить до того, как серьезно заболел.

Дзюрович–старший передал бразды правления своему 22–летнему сыну Петру, тогда студенту. Сейчас сыну 29. То, что отец построил, он к своим 29 годам разорил. Хотя сначала дела вроде бы пошли, клуб однажды поднялся даже на третье место в чемпионате. Но неопытность молодого владельца сказалась: расходы росли, денег на их покрытие не хватало. Приходилось продавать игроков, ослабляя команду. А чтобы получать многомиллионные дотации от спонсора — «Канала+», — команда должна была любой ценой держаться в первой лиге. От падения вниз по турнирной лестнице ее владелец спасался тем, что покупал матчи.

— Мы в клубе заседали, как в штабе, составляли калькуляции: какой матч надо купить, а какой продать и почем, какого арбитра взять на свою игру, а какого послать на матч соперника, — признается сейчас Петр Дзюрович.

В отличие от влиятельного отца, сын оказался не столь расчетлив. В конце концов более состоятельные конкуренты вытеснили ГКС из первой лиги, причем сразу в четвертую, куда он был отправлен за долги, не выплаченные за приобретенных игроков. А когда кредиторы начали наседать, причем среди них оказалось много простых любителей футбола из этого крупнейшего промышленного города, Петр Дзюрович нашел один выход — явиться с повинной.

— Я покупал матчи, но и мои игроки меня продавали, — жалуется сейчас он. — Они плакали не из–за проигрышей, они плакали оттого, что имеют безнадежного директора, который не может хорошо купить игру.

Признания Петра Дзюровича стали потрясением для футбольной общественности, но не для профессионалов. Просто известные им факты тайных сделок и действующих лиц он озвучил на всю страну. Наиболее повторяемая фамилия — Михал Листкевич, председатель Польского футбольного союза. Как это ни комично, но тайнам околофутбольной бухгалтерии он учился у своего предшественника на этом посту и отца разоблачителя — Мариана Дзюровича, будучи еще судьей. При нем стал генеральным секретарем союза. И имел счастливый миг удачи.

Во время отпуска на Балтийском побережье Польши познакомился с туристом из Швейцарии и сдружился настолько, что даже нашел для него жену. Туриста звали Йозеф Блаттер. Сегодня он — президент ФИФА.

— Листкевич держится у власти благодаря тому, что раздает хлебные должности своим людям, — критикует оппозиционер бывшего отцовского друга. — Он лишь извлекает личную выгоду из своего положения, живет практически за счет союза, поэтому неудивительно, что не хочет взять этот вонючий паштет в свои руки и мучиться реформированием.

— Бредни пана Дзюровича меня смешат, — парирует визави. — Конфликт интересов — не преступление.

Менее спокойно воспринял все эти факты, обвиняющие в злоупотреблениях конкретные клубы, судей, футбольных функционеров, яркая в прошлом звезда польского футбола Збигнев Бонек (игравший, кстати, вместе с нашим Сергеем Алейниковым за итальянский «Ювентус»). Некоторое время он был и главным тренером национальной сборной, сейчас возглавляет клуб «Видзев» из Лодзи. Збигнев говорит: «Когда в 2001 году я стал заместителем председателя Польского футбольного союза и предложил вести контроль за первенством в сотрудничестве с полицией, детективами, то наткнулся на непреодолимый протест как судей, так и клубов».

Не менее яркая звезда польского футбола в прошлом, лучший бомбардир чемпионата мира 1974 года, а ныне солидный сенатор, заседающий в польском парламенте, Гжегож Лято не так давно стал автором еще одного околофутбольного скандала. Он раскрыл, что тренер польской сборной его времен взял у Аргентины 20 тысяч долларов за то, чтобы национальная команда не продала игру итальянцам. Команда заклеймила тренера позором. Но, замечает Лято, игроки подвергли тренера обструкции не за то, что взял, а за то, что не поделился.

«Разве коррупция в польском футболе — какое–то особое событие? — спрашивает, комментируя ситуацию, еженедельник «Впрост». — Мы живем в стране, где 80 процентов школьников занимается списыванием, где платят по блату за вступительные экзамены в вуз и за водительские права, где ветчина и топливо состоят в значительной мере из воды, где водка «паленая», а скорая помощь помогает пациентам не спастись от того света, а поскорее перебраться на него. На таком фоне покупка силезским студентом нескольких десятков футбольных матчей — это нормалек».

Или все–таки нет?

Варшава.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter