Когда у нас прочно приживется экофермер?

«Голубичники» Сидоровы надеются и ждут

В БЕЛАРУСИ голубика высокорослая культивируется более 30 лет. И с каждым годом эта диковинная американская ягода завоевывает все больший авторитет. Если к началу 2010 года ею было засажено в Беларуси 120 гектаров, то сейчас около 900. И это не предел. Согласно программе «Плодоводство» под голубикой к 2020 году должно быть 2500 гектаров. А почему бы и нет? 


И ФЕРМЕРЫ в этом вопросе занимают лидирующие позиции. В том числе и по выращиванию экологически чистой ягоды. Первым в Беларуси сертификат соответствия на органическую голубику в прошлом году получило КФХ «СидСад».

Виталий и Елена Сидоровы рискнули и в 2009 году перебрались в деревню. И ни минуты не пожалели. Для них, коренных горожан, увлечением стало само сельское хозяйство. И не просто земледелие, а органическое, экологическое — абсолютно без химии. Риск, безусловно, был: весь опыт землевладения Сидоровых был ограничен 6 сотками частного сектора в Минске. Елена по профессии инженер-гидролог, Виталий — специалист по холодильным установкам. 

Землю им предложили в 35 километрах от столицы в деревне Дашки: бурелом, бурьян, болота и заросшие косогоры... Все отказывались, а Сидоровы согласились. И, как потом оказалось, правильно сделали. Участок почти в непроходимой лесной чаще действительно был экологически чистым: десятилетиями здесь не ступала нога человека! 

Да и холмистый ландшафт только подтвердил мысль об органическом земледелии.

Так появилось фермерское хозяйство «СидСад». В первые годы, вспоминает Елена Сергеевна, было очень трудно: «Мы не знали, что делать с урожаем, куда его девать, как правильно оформлять документы и так далее». Сейчас проблем не меньше, но они уже другие. Самое главное, что поняли Сидоровы, — перемен не стоит бояться: чаще всего они только к лучшему. 

Сегодня «СидСад» выращивает экологически чистые овощи, зелень и пряности, зерновые и ягодные культуры, которые прошли сертификацию по европейским стандартам. И использует технологии, позволяющие полностью отказаться от химикатов и минеральных удобрений. 

Конечно, у ориентации на биопродукты была и экономическая причина: органические продукты стоят дороже и спрос на них в разы превышает предложения. Хозяева признаются, что зарабатывать на органике пока очень тяжело. Продукция, выращенная на чистых землях, стоит столько же, сколько традиционная. Большинство потребителей не готовы переплачивать, а конкуренты не стесняются соблазнять покупателей придуманными значками «био» и «эко». Сертифицированных же хозяйств в Беларуси единицы.

Угодья Сидоровых раскинулись на 60 гектарах: овощные и ягодные культуры, теплицы, водоем и огромное поле зерновых для севооборота. 


САМАЯ большая гордость фермеров — 11-гектарная плантация голубики высокорослой. В 2009 году в Голландии Виталий и Елена впервые попробовали эту ягоду. О ней тогда в Беларуси мало кто знал. И первая мысль: ею стоит заняться! 

Началось же все с испытания сортов: белорусский климат выдержали не все. А через хозяйство их прошел не один десяток. Да и сейчас на плантации более 20 новых сортов. По стойкости и урожайности Елене больше всего нравятся «блю голд», «блюкроп» и «патриот». Это три лучших голубичных богатыря. 

Супруги признаются: выращивание голубики требует терпения, выдержки и немалых материальных вложений. Поэтому и берутся за него немногие. Только на начальном этапе, на стадии закладки плантации, пришлось инвестировать около 10 тысяч долларов в каждый гектар. Затем более 5000 долларов ушло на щепу для мульчирования посадок голубики. Каждый год — новая статья расходов. Отдача происходит не сразу, а учиться на собственных ошибках очень дорого.

Да и сам переходный период от прогрессивного земледелия к органическому требует определенных трат. Хозяйствам, как считают фермеры, в это время не помешала бы финансовая поддержка. Ведь три первых года, пока почва не восстановится и не перестроится после интенсивного использования, ее плодородие и урожаи падают. Не хватает технологий, техники, биопрепаратов. В Европе фермер во время переходного периода получает государственные дотации, в США — может рассчитывать на помощь ученых, агрономов. У нас пока подобной поддержки нет. На стороне фермеров и многие общественные организации, союзы. И в случае неурожая, к примеру, могут компенсировать затраты.

С сорняками Сидоровы расправляются исключительно ручными прополками. А бороться с болезнями и вредителями помогают биологические препараты, разрешенные к использованию сертифицирующей компанией. Да и природные методы срабатывают. Так, тлю уничтожают божьи коровки, медведок — хищные нематоды, а у гусениц пропадает аппетит от некоторых видов бактерий. В качестве подкормки используют исключительно куриный помет. Для этого организовали собственный птичник. Помет с государственных птицефабрик для органического земледелия не подходит. Птиц, производящих чистые удобрения, нельзя кормить комбикормом. Сидоровы же своим пернатым дают зерно, которое выращивают на сертифицированных землях.

Сидоровы учатся самостоятельно размножать голубику. И считают, что в Беларуси идеальный для синеглазки климат. Один минус — практически нет переработки. 

Сама Елена ягоды сушит при температуре не выше плюс 60 градусов, получая из них вкуснейший голубичный изюм. Нестандартные плоды идут на варенье: оно темное, как черничное, но более вкусное и очень ароматное. Часть ягод отправляет на заморозку.

А еще (внимание!) по осени после первого легкого морозца собирает красные листья голубики: в них в 20 (!) раз больше полезных веществ, чем в самих ягодах. Причем все витамины и минералы в усваиваемой форме. Листья можно как заваривать, так и сушить, перемалывать и добавлять в каши, запеканки, салаты, коктейли. В Европе и Америке красный лист голубики — востребованный товар. И продают его в аптеках.

ВЫСАДИЛИ Сидоровы для испытаний крупноплодную клюкву и черную смородину сладких сортов. Планируется 6 гектаров жимолости съедобной. В планах и княженика, закупочная стоимость килограмма которой, как сказала хозяйка, в Скандинавских странах доходит до 200 евро. 

Несмотря на то, что ягоды очень рентабельны (до 80 процентов оборота хозяйства), первой в списке все же значится зелень. Ее выращивают круглогодично. И все потому, что есть спрос, и занятость у сотрудников хозяйства постоянная.

Гордость хозяйки — и теплицы. Радуют они не только урожаями, но и тем, что в них потихоньку отрабатывается возможность создания своего вермигумуса на основе опилок и птичьего помета. Все органические остатки закладываются на стеллажи, куда затем запускаются черви. А уж они-то свою работу знают. 

Хорошо растут у Сидоровых и такие традиционные злаковые культуры, как овес и ячмень. В планах — полба, спельта, голозерные сорта ячменя и овса. Так что скоро будем с органическими крупами: в нашей стране их пока никто не производит. Хотят Елена и Виталий запустить и производство органической муки и хлопьев. Возможно, будут и свои мюсли, натуральные добавки к ним — те же ягоды — уже есть. В планах и установка настоящей каменной мельницы, чтобы получать чистую муку.

Сидоровы постоянно в поиске знаний об органическом земледелии. И та поездка в Голландию была первой, но не последней. Украина, Америка, Польша, Япония... И где бы они ни были, стараются привезти семена. Причем исключительно органические: у нас они дефицит. 

Сидоровы скрупулезно собирают и изучают опыт других хозяйств. В США, к примеру, их поразили плакаты «Я знаю и люблю своего фермера». Что это означает? Скажем, весной семья добровольно жертвует хозяйству некую сумму денег, как бы спонсируя его. Фермер же, в свою очередь, каждую неделю присылает им корзину со свежими продуктами.

Еще одна идея американцев — «Фуд-банк», в который бизнесмены, владельцы сетевых магазинов, фермеры и просто хорошие люди жертвуют излишки своей продукции для бедных и неимущих. Хозяин же за такую благотворительность может рассчитывать на налоговые послабления. 

НЕСМОТРЯ на трудности, Сидоровы свой бизнес считают ответственным и перспективным. Потенциал выращивания голубики в Беларуси огромный, правда, пока используется слабо. У соседей-поляков голубичные плантации доходят до 300 гектаров, есть уборочные комбайны и сортировочные линии. У наших «голубичников» площади в десятки раз меньше, большинство работ выполняется вручную. Но упускать имеющиеся возможности фермеры никому не советуют — голубика вполне может стать еще одним вкусным брендом Беларуси. Открытые для любого общения Сидоровы готовы хоть сегодня развивать образовательный туризм.

Елена и Виталий работают от зари до зари, нисколько не стесняясь резиновых сапог. Любой урожай надо пропустить не только через сердце, но и через руки — считают они. Только тогда поймешь, чего не хватает для успеха.

КОММЕНТАРИЙ

Елена СИДОРОВА:

— Выйти из-под нижнего ценового порога поможет только закон о производстве и обращении органической продукции. Сегодня практически любой желающий может заявить, что он производит и продает экологически чистые продукты. Поэтому фермеры, для которых органика стала делом жизни, с нетерпением ждут принятия закона. Тогда, возможно, будут учтены наши высокие затраты на производство экологически чистой продукции. 

В торговле все решает тендер. И он — своего рода порог цен. А хотелось бы, чтобы покупатель сам проголосовал рублем. Тогда мы завоюем, хотя и не быстро и не сразу, торговые сети. Радикальный же перелом наступит, только когда в органику придет не мелкий фермер, а средний. И в супермаркетах появятся на постоянной основе полки с органической продукцией. 

Но магазины не спешат связываться с экопродукцией. Боятся, что покупатели не раскупят весь ассортимент. А еще ничем не обработанные овощи, фрукты или зелень быстро портятся. И товарный вид у органических продуктов зачастую менее привлекательный.

Да и государство пока только присматривается к экофермерам. Осторожничает. Ведь любое упоминание органического земледелия ставит под сомнение чистоту массового продукта. 

Радуемся ли мы сертификату? Без него, конечно же, было бы намного проще. Потому что мы с этого пока ничего не имеем. Но органическое движение стало для нас настолько сильным стимулом, что в другой области мы уже себя и не представляем. 

И то, что органическое хозяйство якобы не сможет накормить и что оно приемлемо только для малых фермерских хозяйств, — миф, неправда. Опыт ряда стран показывает, что органические культуры дают от 80 до 120 процентов урожая по сравнению с интенсивным сельским хозяйством. Причем в неблагоприятные годы у органического хозяйства результаты даже лучше, чем у традиционного.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter