Голос спорта

В возрасте 72 лет ушел из жизни спортивный журналист и комментатор Николай Петропавловский

В возрасте 72 лет ушел из жизни спортивный журналист и комментатор Николай Петропавловский


«Будем из тебя делать инженера людских душ». Почти дюжину лет назад своеобразное «благословение» занимавшего в то время пост главного редактора отдела спорта нашей газеты Николая Петропавловского звучало как наставление едва начинавшему журналистскую карьеру молодому выпускнику политеха. А оказалось жизненным кредо самого мэтра. В его адрес это громкое слово не звучит пафосной данью возрасту и «микрофонному» стажу. Выйдя в эфир в далеком 1960 году, Николай Николаевич сумел стать чем–то большим, нежели просто голосом белорусского спорта.


Его историю пересказывали и переписывали не единожды. Родился в Краснодаре, вырос в Вильнюсе, жил и работал в Минске. О том, как, впечатлившись дебютом Петропавловского в эфире, Петр Машеров едва ли не лично «вытащил» его из аудиторий медицинского института в комментаторское кресло, сам Николай Николаевич рассказывал с видимым удовольствием. Сегодня рассказывают уже о нем самом. Слушая тех, кто несколько десятков лет назад гонял мяч по полям и площадкам под неторопливую словесную вязь из динамиков, все лучше понимаешь, что решение Машерова прислать «Волгу» за студентом–медиком было чем–то гораздо большим, нежели прихоть главного болельщика республики.


По собственному признанию, начинал Петропавловский с хоккея. Много комментировал на ТВ детскую «Спортландию», велоспорт, атлетику и даже теннис. Однако у подавляющего большинства болельщиков, заставших те времена, его хрипловатый, но ясный голос в первую очередь ассоциируется с футбольными и баскетбольными победами.


— Во многом благодаря Николаю в Беларуси научились по–настоящему любить баскетбол. Любить и понимать так, как любил его он сам. И я, и мои товарищи по команде в свое время много общались и спорили с Петропавловским. Но меня всегда подкупало то, как ему удавалось мягко, но тем не менее настойчиво отстаивать свое видение и мнение по любому вопросу. И самое удивительное, что даже специалисты в конечном счете признавали его правоту.


По словам игрока столичного РТИ, а после — тренера и баскетбольного функционера Анатолия Якубенко, именно профессионализм и уважение к деталям помогли Петропавловскому на долгие годы стать неотъемлемой частью практически всех мало–мальски значимых спортивных событий в стране. Эдуард Малофеев добавляет к ним человечность. По словам знаменитого тренера, который в 82–м под знакомую всем болельщикам скороговорку в эфире привел минское «Динамо» к легендарной победе в чемпионате СССР, сам Петропавловский был не просто «инженером душ». Он был их знатоком и даже лекарем.


— Профессионал в нем не мешал человеку. Даже задавая острые и неудобные вопросы, он всегда умудрялся сделать это так, чтобы не обидеть собеседника, не потерять лица и совести. Потому и уважали Николая Николаевича за работу и характер, а не за напор и наглость, как это нередко случается сегодня. Интеллигентность и способность в каждом человеке увидеть что–то хорошее помогали Петропавловскому находить общий язык и даже дружить практически со всеми спортивными людьми страны. И я — не исключение. Мы встречались далеко не только по работе, и каждая такая встреча оставляла очень светлое ощущение в душе.


А потом... Потом многое в нашей жизни изменилось, и однажды «голос белорусского спорта» встал у руля спортивного отдела «Советской Белоруссии». И знаете, те восемь лет, что он проработал в «СБ», многие в редакции вспоминают с особым трепетом. Возвращение Петропавловского в эфир телеканала ОНТ на матчах футбольной сборной и теннисного Кубка Дэвиса оказалось в большой мере случайностью — и тем не менее возможностью вновь прикоснуться к тому немного романтичному спорту 80–х.


Символично: последними репортажами Николая Петропавловского стали баскетбольные колонки, которые он вел на страницах нашей газеты во время женского чемпионата Европы 2011 года. Расчертив турнир сетками таблиц и каких–то расчетов, он не только угадал почти всех участников полуфиналов, но и предсказал скорый кризис обыгравшей в том году грозных россиянок белорусской сборной. О том, сподобился ли на такой анализ кто–либо из тренеров, рассуждать не к месту. Да и сам он не пытался учить. Просто даже на пенсии не мог позволить себе поверхностных суждений и пренебрежения к деталям и людям. Просто до последних дней жил тем, что полсотни лет назад круто изменило жизнь студента–медика, чтобы сам он своим голосом смог изменить и вылечить не одну тысячу болельщицких душ. Светлая память.


Дмитрий КОМАШКО и все сотрудники «СБ».


Советская Белоруссия №246 (24383). Вторник, 31 декабря 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter