Голос народа - решающий

В последнее время в прессе некоторыми политиками все больше нагнетаются страсти по поводу возможного проведения в стране республиканского референдума и вынесения на всенародное обсуждение вопроса о деятельности Президента.
В последнее время в прессе некоторыми политиками все больше нагнетаются страсти по поводу возможного проведения в стране республиканского референдума и вынесения на всенародное обсуждение вопроса о деятельности Президента. Одни подвергают сомнению саму идею возможности проведения такого референдума. Другие стращают народ возможной грядущей диктатурой и вопиющими нарушениями прав человека. К сожалению, не остался в стороне от этого и ряд политических деятелей на Западе, которым прежде всего экономически невыгодна сильная суверенная Беларусь с динамично развивающейся экономикой.

Несмотря на то что проблема эта скорее находится в компетенции специалистов Конституционного суда и Министерства юстиции, я хотел бы высказать свое мнение по этому непростому вопросу.

Референдум как форма волеизъявления народа является демократическим завоеванием человечества. Проведение общенационального референдума всегда осуществлялось в интересах народа - его непосредственного участника. Датой проведения первого в истории человечества референдума принято считать 1439 год, а его родиной - Швейцарию. В последующие годы референдумы проводились во многих странах мира: Франции, Дании, Бразилии, Италии, Испании, Англии, Канаде, государствах Балтии. На просторах бывшего СССР в 1991 году также был проведен всесоюзный референдум о судьбе Союза. Результаты его известны. Позже, к сожалению, политики не посчитались с мнением подавляющего большинства граждан страны, и в конце того же 1991-го Союз перестал существовать на карте мира. В большинстве случаев референдум был демократическим правовым институтом, позволяющим выяснить точку зрения всего народа на важнейшие вопросы жизни и развития государства.

А теперь о сути вопроса. Конституцию любой страны надо воспринимать комплексно. Вырывать из ее контекста отдельные понятия, статьи и делать на их основании выводы непозволительно. Тем не менее некоторые юристы сегодня грешат этим.

В статье 3 Конституции Беларуси закреплено, что единственным источником государственной власти в нашей стране и носителем ее суверенитета является народ. Это означает, что народ наделен правом решать любой важный государственный вопрос так, как считает нужным. С этой целью народ избрал подавляющим большинством Президента, делегировав ему полномочия по руководству страной и возложив ответственность за это опять-таки перед народом, а также депутатов в законодательный орган страны, который обязан выполнять волю своих избирателей.

Конституция Беларуси, обладая приоритетом перед любым законом, международным договором, предоставляет народу как единственному источнику государственной власти в стране право воспользоваться своим правом на проведение референдума. В статье 74 Конституции страны закреплено, что право инициировать республиканский референдум могут: Президент; Палата представителей и Совет Республики, а также группа граждан в количестве не менее 450 тысяч человек. Однако в любом случае республиканский референдум назначает Президент и ему же предоставлено право определить дату проведения референдума, которая может быть назначена в любой день не позднее трех месяцев со дня издания указа Главы государства о назначении референдума.

Сам порядок проведения республиканского референдума и вопросы, которые могут быть вынесены для его рассмотрения, регулируются Избирательным кодексом, который не должен противоречить Конституции. В частности, статья 112 Избирательного кодекса не разрешает выносить на республиканский референдум вопросы, которые могут вызвать нарушение территориальной целостности нашего государства; вопросы об отделении какой-либо области, выхода ее из состава страны, отторжения части территории в пользу другого государства и так далее.

Избирательный кодекс запрещает также выносить на республиканский референдум вопросы, связанные с избранием и освобождением Президента, назначением должностных лиц, что входит в компетенцию Президента и палат Национального собрания. Конституция Беларуси (статьи 80 - 84) четко регулирует вопросы избрания Президента. Однако ни в Конституции, ни в Избирательном кодексе нет запрета на проведение референдума по данному вопросу. Речь идет, как говорил Президент, не о продлении полномочий действующему Главе государства, а о предоставлении ему возможности повторно участвовать в президентских выборах. Оказывая действующему Президенту доверие в проводимой им политике, народ тем самым вправе и разрешить ему избираться на следующий срок.

Объективности ради надо сказать, что и сама норма статьи 81 Конституции, которая гласит, что "одно и то же лицо может быть Президентом не более двух сроков", не относится к порядку избрания Президента Беларуси и также может быть вынесена на референдум. Кроме того, из вышеуказанной нормы не следует запрета на пребывание в этой должности двух сроков подряд.

Кроме того, статья 138 Конституции предоставляет право даже палатам Парламента изменить и дополнить Основной Закон страны, в том числе внести дополнение в раздел III Конституции, регулирующий вопросы избирательной системы и референдума и более четко установить возможность вынесения на республиканский референдум вопросов деятельности Президента.

Почему же необходим референдум как способ решения вопроса? Потому что нормы Конституции, регулирующие деятельность Президента, Парламента, Правительства и Суда, находятся в разделе IV Основного Закона страны, который был принят народом на референдуме 1996 года. В соответствии же со статьей 77 Конституции решения, принятые референдумом, могут быть изменены только путем референдума.

Совет с народом, тружениками города и села - демократичный способ решения важнейших государственных вопросов. Если люди хотят, чтобы страна, как и прежде, не знала конфликтов на национальной и религиозной почве, стабильно развивались промышленность и социальная сфера, укреплялся правопорядок, они должны сделать правильный выбор, не считаясь с интересами отдельных недовольных уровнем демократии в стране политиков, пытающихся изменить позитивно складывающуюся социально-экономическую и политическую обстановку. Следует реально оценивать сложившуюся ситуацию в мире, процессы глобализации, взаимозависимости стран, обострение экономических проблем и терроризм. Мы живем в стране, где народ - хозяин своего будущего. И только ему решать, как строить свое государство.

Виктор ЕВСЕЕВ, заведующий юридической консультацией Кличевского района.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter