В Большом театре готовятся к премьере "Анастасии", работа над которой шла больше трех лет

Голос из глубины веков

Первый и пока единственный раз адажио из «Анастасии» заслуженные артисты Ирина Еромкина и Антон Кравченко станцевали для зрителей под занавес фестиваля «Балетное лето в Большом»
ФОТО ПАВЛА СУЩЕНКА
Спустя 15 лет после выхода на экраны первого отечественного блокбастера «Анастасия Слуцкая» его героиня возвращается в мир большого искусства. Правда, на этот раз исторический боевик о событиях XVI века и храброй слуцкой княгине покажут на главной балетной сцене страны — в Большом театре Беларуси. Уже несколько месяцев здесь, в просторных танцевальных классах, идут репетиции спектакля «Анастасия», который порадует ценителей вслед за первой премьерной ласточкой грядущего театрального сезона — оперой «Саломея» Рихарда Штрауса в постановке режиссера Михаила Панджавидзе. 

9 сентября Большой театр открывает сезон «Саломеей», а уже 30 октября ждем долгожданную премьеру эпоса о национальной героине, к появлению которой в театре готовились долгих три года.

«Анастасия» — проект для театра действительно важный и долгожданный. Выпустить княгиню «в люди» здесь собирались еще в предыдущем сезоне. Но не сложилось: работа над музыкальным материалом отняла чуть больше времени, чем планировалось. Почему так долго? У генерального директора Большого театра Владимира Гридюшко есть предположения:

— Это самое простое — перенести на сцену давно изученный и много раз поставленный материал. А здесь все с нуля: музыка, либретто, хореография, сценография, костюмы... Все оригинальное, все свое. Сразу после «Витовта», который в 2013 году открыл новый театральный сезон, мы начали задумываться о следующей национальной постановке. Я встретился с Анатолием Делендиком, автором сценария к фильму «Анастасия Слуцкая». Мы поговорили, нашли общий язык, и он приступил к работе над либретто. Но прежде долго ходил на наши спектакли, изучал их специфику, ведь до этого он никогда еще не писал либретто.

Следом к команде создателей будущего шедевра присоединились композитор Вячеслав Кузнецов и художественный руководитель балета Юрий Троян. Опыт совместной работы артисты к тому времени уже имели: 5 лет назад именно Троян поставил на сцене Большого хореографическую фантазию о князе Витовте, музыку к которой написал маэстро Кузнецов. Их старания были оценены по заслугам: в 2015 году коллектив создателей «Витовта» получил премию «За духовное возрождение».

Перейдут ли лавры национального достояния к «Анастасии», в театре пока не загадывают: впереди, мол, еще много работы. О том, кто именно из прим воплотит на сцене образ княгини–воительницы, говорить пока тоже рано. К станку в этот раз стали не только ведущие солисты, но и артисты кордебалета. Восемь Анастасий — и каждая со своим характером. Среди знакомых всем балетоманам имен — Ирина Еромкина, Ольга Гайко, Яна Штангей, Марина Вежновец, Анна Фокина, Людмила Уланцева — значатся также и два новых балетных открытия: артистка родом из Туркменистана Первана Мырадова и наша соотечественница Валерия Грудина.

На репетициях Юрий Троян учит артистов не сдерживать эмоций
ФОТО АЛЕКСАНДРА КУШНЕРА


Заслуженная артистка Ирина Еромкина — единственная из восьми трепетных нимф, кто уже успел показаться в роли Анастасии зрителям и экспертам в области отечественной истории. Адажио из будущего спектакля артистка в паре с Антоном Кравченко станцевали под занавес июньского фестиваля «Балетное лето в Большом». Кулуарных разговоров о сравнении двух Анастасий — актрисы Светланы Зеленковской и грации Ирины Еромкиной — избежать не удалось. Но прима Еромкина относится к этому совершенно спокойно:

— Фильм я, конечно, смотрела, однако сравнений не боюсь. Да и зачем сопоставлять кино и балет? У нас разные средства воплощения образов. Я интерпретирую образ Анастасии так, как видит его постановщик. Моя задача как артистки — не искать в роли свой смысл, а следовать за балетмейстером. Особенно это важно на этапе рождения спектакля.

А вот композитор Вячеслав Кузнецов нашумевшее кино посмотреть не успел. «Но это к счастью», — добавляет Вячеслав Владимирович:

— Так гораздо легче работать. Нет никаких аллюзий и влияния на меня того материала. С Анатолием Делендиком мы творили рука об руку, он даже подарил мне сценарий кинематографической истории об Анастасии Слуцкой. Работа над этой историей меня, признаюсь, очень взволновала, было интересно окунуться в то время, изучить биографии реально существовавших персонажей.

Среди действующих лиц балета — сама княгиня Анастасия Олелькович, ее муж, князь слуцкий и копыльский Семен, литовский магнат князь Михаил Глинский, а также татарский хан Ахмат и его дочь Заира. Как и в случае с «Витовтом», на историческую объективность балет не претендует, коллектив его создателей подчеркивает: это не пособие по истории, а художественная интерпретация событий, происходивших на нашей земле почти пять веков назад. За вдохновением мэтры специально съездили в Слуцк, где в 2016 году легендарная княгиня обзавелась бронзовым монументом.

К слову, «Анастасия» станет третьим национальным балетом в афише Большого театра. Сейчас на его сцене идут спектакли «Страсти (Рогнеда)» и «Витовт». Но уже в следующем сезоне в репертуаре появится четвертая новинка. В год 75–летия освобождения Беларуси в Большом обещают восстановить «Альпийскую балладу». Тем самым здесь охватят сразу несколько юбилеев: писателю Василю Быкову и хореографу Отару Дадишкилиани — по 95, композитору Евгению Глебову — 90, а Евгению Чемодурову, в прошлом главному художнику театра, исполнилось бы 105 лет.

leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter