Голод и тетки

Из Соединенных Штатов пришла весть - в одной из больниц скончался доктор Хайдер.
Из Соединенных Штатов пришла весть - в одной из больниц скончался доктор Хайдер. Эта фигура в СССР была гораздо более известна, чем на его родине, поскольку в 80-е годы Хайдер от Москвы и до окраин стал героем многочисленных анекдотов. Хотя тогдашние идеологи ЦК КПСС попытались сделать из Хайдера серьезную фигуру, чуть ли не мученика, в одиночку сражающегося с мировым империализмом. Но чем чаще Хайдер в своей вязаной шапочке мелькал на ТВ в программе "Время", тем чаще стал вызывать не сочувствие, а смех. Дело в том, что доктор Хайдер объявил "смертельную голодовку" и голодал... целых семь месяцев! Поначалу совестливые советские бабушки и сердобольные тети из числа актива горячо сочувствовали герою и писали в Вашингтон страстные письма, то приглашая Хайдера к себе домой, то умоляя прекратить голодовку, поскольку, писали они, "несмотря на мужество, человек не может обходиться без пищи больше 10 дней"... Но шла за неделей неделя, а с Хайдером ничего не происходило, и советские люди, даже самые совестливые, поняли, что ушлый доктор разыгрывает какой-то политический трюк, привлекает к себе внимание, но при всем этом прекрасно и аккуратно питается. Американцы, надо сказать, раскусили доктора значительно раньше и при упоминании фамилии "мученика" лишь кривили губы. Замолчала даже самая нетребовательная пресса. Всем было неловко, что их дурачат. Через семь месяцев, поняв, что интерес к нему потерян, Хайдер торжественно "снял" голодовку. Но было поздно. С тех пор его фамилия стала синонимом лицемерия. Тем более когда чуть позже выяснилось, что "голодовку" д-р Хайдер придумал в связи с предстоящим участием в президентских выборах. Однако в прагматичных США трюк не прошел, и Хайдер получил на выборах дырку от бублика.

Вместе с тем раскрученная прессой "соцлагеря" заокеанская история и попытка сыграть на человеческом милосердии вызвали тогда, в 80-х, некоторую полемику. Журналисты и политики размышляли, насколько вообще нравственно использовать в личных имиджевых целях такой крайне острый политический прием, как голодовка? Обсуждалась ольстерская трагедия, когда несколько арестованных боевиков ИРА предъявили правительству Тэтчер ультиматум: изменить британскую Конституцию! В противном случае, пообещали боевики, голодовка будет продолжаться до их смерти. Эти молодые люди, в отличие от Хайдера и ему подобных, были, надо признать, настроены решительно. Через две недели, отвергнув пищу и воду, ослеп и умер один, затем второй. Маргарет Тэтчер тогда отреагировала кратко: "Взрослые люди являются хозяевами своей жизни. Мне очень больно, но цивилизованное общество не может поддаваться на шантаж в любой форме. В Великобритании достаточно демократических институтов для решения конституционных проблем. Что касается голодовки, то я считаю ее понятной лишь в том случае, если в магазинах нет продуктов. В нашей стране их изобилие..." Молодые люди, к горю родителей, бессмысленно и бесславно погибли, сейчас в Англии вряд ли кто-то вспомнит их имена.

Чуть позже в Чистопольской тюрьме "всухую" голодал заключенный Марченко. Это был, по мнению всех, кто знал его, безусловно, мужественный и прямодушный человек. Но свою жизнь он поставил на кон с очень невнятной аргументацией, потребовав от Горбачева немедленно освободить всех содержавшихся в мордовских и пермских колониях заключенных! Могло ли государство, даже перед угрозой смерти заключенного Марченко, вот так, "чохом", провести даже не повальную амнистию, а освобождение всех заключенных, среди которых были разные люди, в том числе фашистские каратели и шпионы!.. Марченко мучительно умер, оставив жену и малых детей. Далеко не все диссиденты того времени рукоплескали этой смерти, хотя признавали право выбора и отмечали личное мужество Анатолия... Оценили, судя по прессе перестроечных лет, эту черту характера и тогдашние идейные враги Марченко. Потому что в его выборе не было дешевой саморекламы, желания привлечь интерес к своей персоне и уж тем более намерений набрать в спектакле политический капиталец и рвануть в депутаты. Марченко, как рассказывали в прессе его сокамерники, более всего не хотел походить на небезызвестного интеллектуала Васисуалия Лоханкина, от которого к некоему инженеру Птибурдукову ушла жена Варвара. Васисуалий публично объявил бывшей жене смертельную голодовку, которая так расстроила и умилила доверчивую Варвару, что она стала подумывать о возвращении к мужественному Лоханкину. Пока не застукала его ночью за поеданием борща. Как явствует из "Золотого теленка" - бестселлера всех времен и народов - оскорбленная до глубины души чувствительная Варвара просто плюнула на примитивного шантажиста, попытавшегося набить себе цену дешевой "голодовкой". Так и доктор Хайдер со своим 7-месячным спектаклем только окарикатурил сам принцип крайнего идейного протеста, когда человек, борющийся за свою правду, публично рискует здоровьем и жизнью. И хотя "Правда" тогда красиво писала, что Хайдер "разбудил американское общество, стабилизировал здоровые силы, указал путь выхода из болота и пр.", умный читатель посмеивался и понимал, что никого он не "разбудил" и тем более ничего не "стабилизировал". Просто грамотно посидел на диете и основательно почистил желудочно-кишечный тракт, сделав из этого интимного процесса большой общественно-политический факт. И вот завершилась многомятежная жизнь мистификатора. Вспомним о нем с улыбкой и согласимся, что доктор Хайдер был в действительности веселым человеком и, читая письма сердобольных теток и огненные статьи "правдистов", лишь добродушно посмеивался над устроенной им суматохой. Потому что знал: его игра на публику - это не "Данс макабр" - танец со смертью, как его изображали на средневековых фресках, - а просто игра. Вроде подкидного дурачка... Он также соблюдал правила этой игры и не превращал свое индивидуальное лечебное голодание в фантастический форум "единомышленников"... Мир его праху. Аминь!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter