Глядя в будущее

В Москве прошел второй по счету Форум проектов союзных программЭто одно из самых значимых из числа подобных мероприятий в Союзном государстве, ведь союзные программы – это то, что существует не на бумаге, а в реальности. По оценкам специалистов, эти проекты помогли создать в России и Беларуси около пяти миллионов рабочих мест.

В работе форума приняли участие представители Постоянного комитета СГ, Секретариата Парламентского Собрания, посольства РБ в России, представители министерств и ведомств обеих стран. Выступая на форуме, Госсекретарь СГ Павел Бородин отметил, что эти программы являются основой строительства Союзного государства, а на их финансирование ежегодно расходуется более 80 процентов средств союзного бюджета. Так, в 2007 году средства направляются на 13 программ, еще 10 проектов находятся в стадии разработки.
Презентация новых союзных проектов и предложений по будущим программам порадовала своим разнообразием и масштабностью задумок. Самым же грандиозным проектом выглядит создание трансъевразийского транспортного коридора, который через Союзное государство свяжет Европу и Азию, чей товарооборот уже сейчас составляет порядка 680 млрд долларов. Если Павел Бородин приведет этот план к осуществлению, то ему уже не надо будет беспокоиться о своем почетном месте в российской истории.
В необходимости этого проекта мы с Павлом Павловичем согласны. Вот только сколько будут «зреть и вызревать» наши чиновники – годы, десятилетия? Да что там трансъевразийский коридор, когда пробуксовывают многие союзные программы, которые в тысячи раз дешевле. Причем ступор происходит не из-за отсутствия денег, как это было раньше. Теперь даже не все средства союзного бюджета, который растет как на дрожжах, успевают осваивать. Так в чем же дело?
На форуме Павел Бородин не выдержал – видимо, допекли – и разразился гневной тирадой в адрес российских министерств, которые не месяцами, а годами крутят в своей бюрократической машине давно готовые к старту союзные программы.
Взять, к примеру, здоровье россиян и белорусов, о состоянии которого на форуме докладывал академик РАМН Е. Соколов. Оно, мягко скажем, под угрозой. Так почему же, например, сверхперспективнейшая программа «Стволовые клетки» уже который год пылится на полках в министерствах? Почему с таким боем пытаются продлить программу «Белространсген» по созданию трансгенных коз, дающих уникальное молоко с человеческим лактоферрином? Об этом проекте мы, кстати, рассказывали в прошлом номере «СВ».
Вот наконец родились два трансгенных козленка – Лак-1 и Лак-2. И что же? Надо ведь продолжать, надо теперь выращивать их, размножать, выделять из их молока человеческий белок, а из него делать лекарства нового поколения. Для этого нужна программа «Белространсген-2». А ее нужно снова согласовывать в десятках кабинетов. А ведь козлята ждать не будут – они или состарятся, или «скопытятся», прежде чем наши чиновники начнут шевелиться. В пример можно поставить депутатов Парламентского Собрания, которые перед выборами 2 декабря, когда истекут все их полномочия, успели-таки согласовать создание программы «Белространсген-2».
На форуме были недовольны и представители Росгидромета, которым открыли финансирование по союзной программе только в третьем квартале этого года. Значит, важнейшие исследования были заморожены все это время или проходили в ослабленном темпе.
Просто поразительным образом никак не запустится программа по выпуску союзного трактора, или, говоря правильнее – универсального энергетического средства, которое в одиночку с разными прицепными агрегатами может заменить десяток различных сельхозмашин. В первом выпуске «СВ» за этот год мы писали о прекрасных перспективах этого проекта для агропромышленного комплекса. И что в итоге? Уже конец года, а до сих пор нет ясности – где обещанный тендер на производство союзного трактора, где свет в конце тоннеля?
Ради любопытства предлагаем ознакомиться со схемой от рождения проекта до его осуществления. Вначале предприятие или организация предлагает проект, затем происходит согласование с профильными министерствами и ведомствами РФ и РБ. После этого предложение о разработке союзной программы рассматривает Совет министров Союзного государства. Далее следует решение о доработке или же решение о разработке и определение госзаказчика. Затем все опять согласовывается в заинтересованных министерствах и ведомствах РФ и РБ. При этом госзаказчик может вынести решение о доработке проекта. Потом следует решение Правительств России и Беларуси, следом программа поступает в Совет Министров СГ на утверждение. И только после всего этого начинается сама работа по программе, если, конечно, финансирование не будут задерживать по полгода. Неудивительно, что на форуме была высказана мысль о том, что «не все ладно в нашем королевстве и с этим надо что-то делать». Зная непотопляемый энтузиазм работников Постоянного Комитета СГ, Секретариата ПС и авторов программ, стоит надеяться, что все будет меняться к лучшему.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter