О том, что изображает из себя Литва

Глупость и гигантские амбиции

Главная проблема для маленьких балтийских государств — это собственные правительства. Они зачастую бездумно копируют поведение мировых гегемонов, им нравится выпячивать еще не выросшую до нужных размеров самостоятельность, но получается это у них не столько комично, сколько трагично. Иногда создается впечатление, что их решения на грани суицида. В своем стремлении спрятать свой карликовый рост они демонстрируют гигантские амбиции и глупость. Поэтому ошибки у них больше их собственных возможностей. Я бы даже назвал это национальным вредительством. Все, что смогли эти правительства сделать, так это разрушить и сломать то, что им досталось, что было сделано для них раньше. Просто ничего у них другого не получается, кроме обморожения ушей. За что ни возьмутся все всегда заканчивается во вред самим себе.

Ну вот, к примеру, Литва. Ее руководство — это буквально вершина мастерского членовредительства в государственном масштабе, итоги которого более чем катастрофичны.

Первое. То, как Литва избавлялась от собственного населения, сравнимо только с войной. Пока страна осваивала самостоятельность, миграция унесла на Запад каждого третьего трудоспособного литовца.

Второе. То, как Литва поступала со своей энергетикой, сравнимо с нанесением непоправимого урона. Чтобы избавиться от одной империи и перейти в состав другой, она закрыла Игналинскую АЭС и отключилась от БРЭЛЛ. Теперь энергонезависимая ранее страна покупает самую дорогую электроэнергию в Европе, бурно завидует БелАЭС и помалкивает в сторону польских планов на атомные проекты. Ну а ее граждане делятся лайфхаками экономии при свете парафиновых (ибо восковые дороже) свечей.

Третье. Так, как Литва закрывала границу, с которой кормилось не только приграничье, но и вся страна, не смог бы додуматься даже самый лютый и коварный враг. Теперь за вкусняшками и товарами едут не в Литву, а из нее. И белорусский топливный рай оказался тоже за высоким забором. Теперь еще и автомобильные грузоперевозки испытывают прибыльную асфиксию, которая прямо пропорциональна ухудшению состояния дорог и мостов. Ну а сама граница превратилась в проходной двор со смертельным коридором для мигрантов.

Четвертое. То, как Литва собственноручно убивала свой транзитный потенциал, должно войти в новейшие трактаты военного искусства. Умышленно отказавшись от транзита белорусских грузов, Литва в буквальном смысле потеряла железную дорогу и портовую инфраструктуру. Вместе с ними она угробила стабильный источник пополнения бюджета, тысячи рабочих мест и еще рискует превратить портовую Клайпеду во второй город-призрак после Висагинаса.

Пятое. То, как Литва затягивает на своей шее петлю судебных тяжб, говорит о том, что страна полностью рискует стать банкротом и экономическим трупом. Страна в прямом смысле работает по-крупному.

Один из ощутимых исков на 84 млн долларов США к Orlen Lietuva от белорусского предприятия «Гомельтранснефть» уже связан с банальной кражей из законсервированной ветки нефтепровода «Дружба» технической нефти, принадлежавшей белорусскому предприятию. В Литве почему-то стали воспринимать воровство как бизнес и право европейской цивилизации.

Теперь еще к череде экономических и социальных антирекордов добавляется гипериск к Литве на 1 млрд долларов США от «Беларуськалия». На основании американских санкций литовское правительство заблокировало транзит белорусских удобрений по железной дороге и через Клайпедский порт, где, кстати, 30 процентов акций принадлежат белорусской стороне. Фактически официальный Вильнюс продемонстрировал верховенство американского законодательства не только над международными нормами, договорами и соглашениями, но и над национальным законодательством Литвы. А там прописано черным по белому, что делать этого Литва не имела никакого права. В итоге иск на недельную норму бюджета страны становится не только не самой лучшей страницей в истории литовской самостоятельности, но еще и проверкой на чистоплотность европейской независимой судебной власти.

Вот пусть и продемонстрируют весь алфавит закона в полноправном независимом и самодостаточном члене европейской семьи. А мы посмотрим и извлечем уроки на будущее.

Александр Тищенко, эксперт по национальной безопасности.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter