Глубокое течение

До 2010 года в Беларуси появится 24 новых музея
Скандал с Эрмитажем привлек к сфере музейной деятельности довольно заинтересованный взгляд обывателя. Словно бы по обществу прошел злорадный голосок — ну вот, значит, и в легендарной Северной Пальмире, возведшей духовность в культ, тянут то, что плохо лежит. Хотя свидетельствует это скорее о нашей общей нравственной коме — иначе как объяснить сарказм и иронию, которыми сопровождались подробные рассказы о проявлении человеческой нечистоплотности в главном музее Санкт–Петербурга? И не было в этих рассказах главного — желания понять, рассмотреть проблемы в разрезе, выяснить первопричины, толкнувшие благородное семейство музейных работников на масштабную аферу.

В Беларуси пока ничего подобного не случалось. Хотя от радостного клича: «И не могло случиться!» — хотелось бы предостеречь. Жизнь многогранна, материальные соблазны велики, а человек по–прежнему слаб и порой не находит в себе сил не поддаться искушению.

Тем не менее, несмотря на огромное количество проблем, среди которых и устаревшие здания, и отсутствие модернизации фондохранилищ, не отвечающие современным требованиям экспозиции, невысокие зарплаты сотрудников, музейная сфера в Беларуси развивается. По утвержденной Министерством культуры республиканской программе до 2010 года в Беларуси появится 24 новых музея. В основном краеведческого направления. В столице откроется один, посвященный истории города. Остальные — в областях: 13 краеведческих, 5 исторических, 2 художественных, 3 мемориальных и 2 посвященных ремеслам и народному творчеству.

Хотя это разделение, по мнению главного специалиста управления учреждений культуры и народного творчества Министерства культуры Ларисы Катковой, довольно условно.

— Лариса Алексеевна, а есть ли реальная потребность в таком количестве новых музеев?

— Конечно. Программа была принята решением коллегии Министерства культуры и согласовывалась с областными властями. Именно они выступали с инициативой о создании новых объектов.

— Основным источником финансирования станет местный бюджет?

— Не основным — единственным! Это главное условие.

Однако случается и так, что создание музея инициируют не местные власти, а общественная организация. Так, с предложением о создании музея матери на третьем Всебелорусском народном собрании выступила председатель Белорусского союза женщин Надежда Ермакова, мотивировав это тем, что 2006 год указом Президента объявлен Годом матери. Однако в утвержденной министерством программе создание такого музея не предусмотрено.

На предложение откликнулся Полоцкий горисполком во главе с мэром Владимиром Точило. Договорились, что Белорусский союз женщин окажет поддержку в этом начинании. Горисполком предложил обосноваться музею в здании Дома офицеров, расположенном в центре древнего Полоцка. Но как раз таки средств на создание музея у Полоцкого горисполкома пока нет.

— Проект музея, разумеется, очень дорогостоящий, — соглашается сопредседатель Белорусского союза женщин Регина Давидович. — Но, кстати, в его здании мы планировали открыть также социальный центр по работе с детьми, женщинами и молодыми матерями. Считаю, такой комплекс был бы способен стать нравственным очагом в оздоровлении нации. Что касается экспозиции, то в нашем союзе нет профессиональных музейщиков. Они есть в Министерстве культуры. И мне кажется, это их задача – предложить концепцию.

В Министерстве культуры на новую инициативу смотрят действительно сдержанно.

— Для воплощения проекта в жизнь следует выполнить ряд требований, — говорит Лариса Каткова. — В первую очередь нужно иметь предметы музейного значения, представляющие неоспоримую историческую и культурную ценность. И главное — наличие постоянных источников финансирования, способных обеспечить очагу нравственности стабильную работу. Идей может появиться очень много, но кто будет за все платить? Мы в своей работе стремимся избегать маниловщины...

В Полоцке знают обо всех требованиях и ищут пути их решения.

— Главный камень преткновения — это действительно финансирование проекта, — согласилась заместитель председателя Полоцкого райисполкома Ольга Жданович.

— Музей будет вписан в общую концепцию Полоцкого исторического заповедника?

— А иначе и быть не может. В нашем историческом заповеднике — 11 музеев.

— Есть шанс, что начало проекту будет положено в этом году?

— Вряд ли. Думаю, подготовительный процесс потребует гораздо больше времени.

Тем не менее доказать необходимость нового музея — задача вполне выполнимая. На одном этом частном примере можно убедиться, что музейная отрасль живет сегодня подлинными страстями: каждый регион ревностно желает доказать свою самобытность, уникальность мест, придать законченную форму мифам и легендам края, чтобы потом гордо продемонстрировать это перед соседями и приезжими гостями. Очевидное пробуждение местного патриотизма за последние несколько лет, видимо, и есть главная движущая сила создания новых музейных объектов. А как известно, именно местный патриотизм всегда был отправной точкой и национального сознания.

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter