Глубокие сны наяву

Его "картины" можно разглядывать часами.
Его "картины" можно разглядывать часами. И каждый человек видит в этих необычных, ярких, сочных абстрактных узорах что-то свое. Одному кажется, что пестрая палитра, запечатленная на фотоснимке, - корабль под парусами, другой находит на этом же фото праздничные елочные украшения, третьему грезится вулкан на планете Юпитер. Сам же автор - 25-летний Павел Нехаев из Горок уверен, что его произведения "работают" почти так же, как психологический тест Форшаха, в котором ассоциации по поводу хаотичных цветных пятен служат ключом к внутреннему миру человека.

К своей первой персональной выставке (его фотографии целый месяц демонстрировались в горецком выставочном зале) Павел Нехаев шел 4 года. Чего тут только не было! Солнечная светящаяся лилия (это то, что привиделось мне) - на самом деле разбросанные кусочки лимона, капли спирта и целлофан. Нежное красно-розовое сердце на изумрудном фоне - обычная фасоль. Забавные рожицы созданы из виноградинок, ниток, пенопласта, марганцовки, зеркала, спирта и растительного масла. А видели бы вы медовые соты, которые так и тянет слизнуть с "холста", настолько аппетитно они выглядят (между тем это всего-навсего несъедобная ткань)!

Свои творения Павел создает из любого подручного материала. В ход идут сухие цветы и флуоресцентные краски, зеленка и гуашь, осколки стекла и компакт-диски, таблетки и мыльные пузыри... Главное, по словам Павла, - интересная текстура, яркие, интенсивные цвета, игра световых бликов и преломляющихся лучей.

Яркие цвета Паша любил с детства. Одно время даже коллекционировал необычные оттенки. Такие слова, как бирюза, кобальт, пунцовый, терракотовый были для него волшебными. Фотографировать начал в 4-м классе, записался в фотокружок. Сперва это были пейзажи, люди, коллекция снимков автомобилей. А однажды 11-летний Паша увидел в журнале "Наука и жизнь" снимки американского ученого Майкла Дэвидсона, который с помощью микроскопа фотографировал расплавленные кристаллы, молекулы ДНК, складывая из них некое подобие пейзажей. Особенно впечатлила мальчишку фотография расплавленной аскорбиновой кислоты - нереально яркая лимонно-оранжевая гамма.

- Я настолько был поражен увиденным, что непременно захотел и сам создать подобное чудо, - рассказывает Павел. - Но у меня не было микроскопа. Прошло несколько лет, прежде чем я понял, что смогу обойтись и без этой "детали". Когда учился в 10-м классе, увлекся электронной музыкой, такой же завораживающей, гипнотической и абстрактной, как та фотография Дэвидсона. Музыка рождала идеи и образы, которые я не мог воплотить. Пробовал было рисовать какие-то абстрактные цветовые композиции, но чувствовал - это не совсем то. У меня был уже целый список названий к несуществующим произведениям. И тогда я посадил на бумагу несколько пятен отечественной флуоресцентной краски "Искра"...

Результат эксперимента поразил не только самого автора. Когда Павел заказал снимки в фотолаборатории, абстракцию попросту не отпечатали, сочтя кадры испорченными. А когда он сделал повторный заказ и фотографии все-таки сделали, работники лаборатории, увидев красно-черные разводы, изумились: "Что это за внутренности?" С тех пор каких только ассоциаций по поводу своих работ не доводилось ему слышать! Кстати, названий своим фотографиям Нехаев не дает, чтобы не мешать "подсказками" человеческому воображению. А если таковые и рождаются, то столь же необычные, как и сами снимки: "Все в мире делают что-то без меня", "Терпкое ожидание", "Вечервь", "Легкая Дрябь", "Точка Росы", "Предсказательная железа".

По признанию Павла, фотография для него очень тесно связана с электронной музыкой. Его снимки - своего рода иллюстрация к музыке, которую он слушает, фотографируя. А точнее - к настроению, которое она вызывает.

Еще один источник вдохновения - сновидения. Одну из Пашиных работ я окрестила "Сон наяву". Друг рассказал Павлу, что видел во сне необычные узоры и попросил "сфотографировать" его сон. Что Нехаев и сделал с помощью стекла, спирта и кристаллов марганцовки.

Среди работ Павла есть сюжетные. Например, творение "Ее лицо формируется летом". Павел положил под стекло фотографию знакомой девушки, по контуру лица налил подсолнечного масла и нажал на спуск камеры. Это фото после выставки он подарит девушке-"модели", которая летом празднует свой день рождения.

И все же большинство его работ - спонтанные, не композиционные. Спешу разуверить тех, кто думает, что создавать подобное проще простого и "щелкать" можно все подряд. По признанию Павла, хорошо если из пленки в 30 кадров удачными оказываются 4 - 5.

С 1998 года вместе с друзьями Павел, тогда еще студент Горецкой сельскохозяйственной академии (а окончил он экономический факультет по специальности "Мировая экономика и международные экономические отношения"), проводил в ДК БГСХА дискотеки электронной музыки, которые положили начало молодежному объединению "Альтернатива" при Доме культуры. Его снимки проецировались на вечеринках электронной музыки не только в Горках, но и в Витебске. А один из них был использован в оформлении альбома новополоцкого электронного проекта.

Чтобы напрямую соединить увлечение фотографией и музыкой, последние полтора года Паша занимается компьютерной графикой. На его сайте в Интернете (www. ambtont. сom) есть еще и маленькие видеоролики (набор сменяющих друг друга картинок). Сайт Павла однажды посетил один из минских музыкантов, ныне живущий в Нью-Йорке. Ему так понравились работы парня из Горок, что он предложил Павлу создать видеоролик на одну из своих песен.

А еще Павел пишет удивительные эссе. Не могу удержаться, чтобы не процитировать небольшой отрывок: "Ложь - как дождь. Пока слышны удары ее капель по проржавевшей совести, чувствуешь себя неуютно. Но пройдет немного времени, высохнут лужи, грязь в душе превратится в пыль воспоминаний. Тонкую и невесомую. Возьми хоть полную пригоршню, она проскользнет меж пальцев, совершенно не запачкав рук".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter