Глобальный масштаб перемен

Сегодня много говорится о Евразийском интеграционном проекте, еще больше – о путях его развития и ближайшем будущем.

Сегодня много говорится о Евразийском интеграционном проекте, еще больше – о путях его развития и ближайшем будущем. Проект и в самом деле уже успел стать масштабным и глубоким не только в планах, но и в реальности – уже сегодня он охватывает сотни миллионов человек, необозримые пространства и неисчерпаемые природные ресурсы.

Полная реализация задуманного неизбежно приведет к глобальным экономическим переменам и полному пересмотру нынешнего расклада сил и зон влияния на международной арене.

Что же такое проект Евразийской интеграции?

Идея Единого экономического пространства была предложена в начале 1990-х годов после того, как бывшие республики Советского Союза объявили о своей независимости и был образован Союз Независимых Государств (СНГ). Интеграционный проект был направлен на формирование согласованной экономической политики и создание единой регулирующей комиссии по торговле и тарифам.

В феврале 1999 года Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан заключили договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, обозначив три этапа интеграции:

  • Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) и Зона свободной торговли
  • Таможенный союз
  • Единое экономическое пространство.

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) – международная экономическая организация, созданная для эффективного продвижения Сторонами процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, связанных с углублением интеграции в экономической и гуманитарной областях.

Договор об учреждении ЕврАзЭС был подписан 10 октября 2000 года в Астане и вступил в силу 30 мая 2001 года после его ратификации всеми государствами-членами.

Членами Евразийского экономического сообщества с момента его образования являются пять государств – Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан.

С мая 2002 года статус наблюдателей при ЕврAзЭС имеют Украина и Молдова, с января 2003-го – Армения. Им также обладают Межгосударственный авиационный комитет (МАК), Евразийский банк развития (ЕАБР).

Организация создана в полном соответствии с принципами ООН и нормами международного права и обладает международной правосубъектностью.

Сообщество и его должностные лица пользуются привилегиями и иммунитетами, необходимыми для выполнения функций и достижения целей, предусмотренных договором об учреждении ЕврАзЭС и договорами, действующими в Сообществе.

В 2003 году Евразийское экономическое сообщество получило статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.

ЕврАзЭС – открытая организация. Ее членом может стать любое государство, которое примет на себя обязательства, вытекающие из Договора об учреждении ЕврАзЭС и других договоров Сообщества по списку, определяемому решением Межгоссовета ЕврАзЭС.

В соответствии с уставными целями и задачами Сообщества и руководствуясь принципом разноскоростной интеграции, Беларусь, Казахстан и Россия в 2007–2010 годах создали Таможенный союз и как следующий интеграционный этап – Единое экономическое сообщество ЕврАзЭС, к которым другие государства Сообщества будут присоединяться по мере готовности.

С 1 января 2012 года начинает действовать Суд ЕврАзЭС в качестве самостоятельного судебного органа Сообщества. В него включены по два судьи от каждого государства Сообщества.

Таможенный союз ЕврАзЭС

Решение о формировании Таможенного союза ЕврАзЭС принято главами шести государств Сообщества на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС 6 октября 2007 года. Согласно Договору на начальном этапе Таможенный союз формируется тремя странами Сообщества – Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией. Присоединение к нему других членов ЕврАзЭС будет осуществляться по мере готовности их экономик и законодательства.

Таможенный союз – это форма торгово-экономической интеграции Сторон, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой по взаимной торговле товарами, происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

В Таможенном союзе Стороны применяют единый таможенный тариф и другие меры регулирования торговли с третьими странами.

В отличие от предшествующей стадии интеграции – Зоны свободной торговли – Таможенный союз предполагает свободное движение на единой таможенной территории товаров не только собственного производства, но и товаров из третьих стран, выпущенных в свободное обращение.

Высший орган Таможенного союза – Межгосударственный совет ЕврАзЭС.

Комиссия Таможенного союза (КТС) – единый постоянно действующий регулирующий орган ТС. Задача КТС – обеспечение условия функционирования и развития ТС.

С 1 января по 1 июля 2012 года осуществляется передача функций КТС Евразийской экономической комиссии. После этого Секретариат КТС прекращает свою деятельность.

Единое экономическое пространство (ЕЭП) ЕврАзЭС

В декабре 2009 года на неформальном саммите в Алматы президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации утвердили План действий на 2010–2011 годы по формированию Единого экономического пространства трех стран. План предусматривал разработку и подписание к 1 января 2012 года международных договоров, обеспечивающих создание ЕЭП.

ЕЭП вступило в силу на территории трех стран с 1 января 2012 года на основании решений Межгоссовета ЕврАзЭС и в соответствии с решениями Комиссии Таможенного союза:

Единое экономическое пространство – пространство, состоящее из территорий Сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении  гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Основные цели ЕЭП

  • Эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда
  • Создание условий стабильного развития экономики Сторон в интересах повышения жизненного уровня населения
  • Проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики
  • Развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем
  • Создание общей системы мер государственной поддержки развития приоритетных отраслей экономики, производственной и научно-технологической кооперации.

Стороны согласовывают основные направления и этапы структурной перестройки экономики государств-участников, обеспечивающие эффективное использование производственного потенциала, формирование благоприятного инвестиционного климата, поддержку высокоэффективных производств, проведение согласованной антимонопольной финансовой и налоговой политики, а также создание условий для добросовестной конкуренции в рамках Единого экономического пространства.

Стороны создают необходимые условия для стабильного экономического развития государств-участников, осуществляют согласованную государственную поддержку их приоритетных отраслей и производств.

Государства-участники будут стремиться предоставлять друг другу на взаимной основе национальный режим доступа на рынок услуг.

Стороны обеспечат свободное передвижение граждан государств-участников внутри ЕЭП, что предполагает отмену любой дискриминации в отношении граждан Сторон и создание унифицированного правового режима в части трудоустройства, вознаграждения, других условий труда, занятости.

Стороны продолжат последовательную либерализацию валютной политики в части отмены ограничений на использование национальной валюты других государств-членов по текущим операциям, допуска банков-нерезидентов на внутренние валютные рынки, отмены ограничений на ввоз и вывоз национальной валюты уполномоченными банками.

Составляющие ЕЭП

  • Таможенный союз (свобода движения товара)
  • Согласованная экономическая политика
  • Согласованная макроэкономическая политика
  • Согласованная инвестиционная политика
  • Согласованная бюджетная политика
  • Регулирование доступа к услугам естественных монополий
  • Развитие реального сектора экономики
  • Свобода движения капитала
  • Свободное перемещение капитала на территории Сообщества
  • Согласованные механизмы регулирования перемещения капитала в отношениях с третьими странами
  • Свобода движения услуг
  • Согласованная политика по доступу на рынок услуг в отношении третьих стран
  • Общие правила торговли услугами на территории Сообщества
  • Свобода передвижения рабочей силы
  • Согласованная миграционная политика в отношении третьих стран
  • Беспрепятственное перемещение физических лиц и осуществление ими трудовой деятельности внутри ЕврАзЭС.

Органы управления ЕЭП

Высший Евразийский экономический совет – высший орган управления ЕЭП, включающий в себя глав государств и глав правительств стран ЕЭП.

Евразийская экономическая комиссия  (ЕЭК)

Осуществляет деятельность с 1 января 2012 года. В ходе переходного периода с 1 января по 1 июля 2012 года осуществляется передача дел Комиссии Таможенного союза ЕЭК, после чего Секретариат КТС упраздняется. ЕЭК наделен более 170 полномочиями и функциями.

Комиссии ЕЭК также постепенно передаются национальные полномочия (полномочия правительств государств). Механизм принятия решений в рамках комиссии исключает доминирование какого-либо государства.

Структура Евразийской экономической комиссии (ЕЭК)

Совет комиссии – осуществляет общее регулирование интеграционными процессами в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Включает в себя по одному представителю от каждой из Сторон в статусе вице-премьеров правительств стран ЕЭП.

Коллегия комиссии – основной исполнительный орган ЕЭК. Направление деятельности –  выработка предложений в сфере дальнейшей интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства. Департаменты ЕЭК отвечают за подготовку решений и осуществление мониторинга в подведомственных отраслях.

Коллегия состоит из девяти членов, по три человека от каждого государства на уровне заместителей и председателей правительств, получающих статус международных независимых чиновников.

Доля сотрудников – представителей стран ЕЭП в ЕЭК:

  • граждане Беларуси – 6 %,
  • граждане Казахстана – 10 %,
  • граждан России – 84 %.

При этом граждане всех трех государств должны быть представлены в каждой категории должностей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter