Глобальное поступление

Нужен ли раздельный конкурс для городских и сельских абитуриентов

При нынешних правилах поступления в вузы сельский абитуриент может обогнать городского, даже имея на 80 баллов меньше

Уже подготовлены дополнения и изменения в правила приема в вузы и ссузы, а это означает, что, возможно, уже этим летом абитуриенты будут поступать в учебные заведения по-новому. Изменения могут затронуть выпускников сельских школ, льготников и желающих стать заочниками. Еще нововведения — нижняя планка для централизованного тестирования и удваивание баллов по некоторым предметам. Обсудить некоторые нюансы новых правил мы собрались на нашем круглом столе вместе с Людмилой ХУХЛЫНДИНОЙ, начальником главного управления учебной и научно-методической работы Белгосуниверситета, Владимиром ЗДАНОВИЧЕМ, председателем Постоянной комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Палаты представителей Национального собрания Беларуси, Эдуардом ШЕВЦОВЫМ, начальником отдела высшего образования Министерства образования, Николаем ФЕСЬКОВЫМ, директором Республиканского института контроля знаний, Виктором САДОВСКИМ, первым проректором Белорусского государственного экономического университета, и Евгением ЛИВЯНТОМ, репетитором, имеющим более двадцати лет учительского стажа.

«Выделять школьника из глубинки не нужно»

«Р»: Эдуард Георгиевич, для начала обрисуйте, пожалуйста, ситуацию со студентами по стране.

Э. Шевцов: В нашей стране, где нет больших запасов природных ресурсов, главное достояние — это талант наших людей, а высшее образование — это стратегический ресурс государства. Интересная статистика: оказывается, среди работающего населения Беларуси 25 % с высшим образованием. Это практически европейский уровень.

Количество студентов всех наших вузов составляет 445,5 тысячи человек, что на 3 тысячи меньше прошлогодней цифры, из них в госвузах — 387 тысяч человек. На бюджетных местах государственных вузов обучается около 150 000 студентов, на платной основе — 236 000 человек.

Что касается последней вступительной кампании, то в 2011 году в высшие учебные заведения поступило 60 % выпускников школ, на первый курс зачислено 84 000 студентов. Это приблизительно на 1000 меньше, чем в 2010-м. На дневной форме обучается 45 700 первокурсников, на заочной — 38 тысяч человек.

«Р»: Эдуард Георгиевич, несколько лет назад в Беларуси были разработаны правила приема в вузы и ссузы, ориентированные на долгосрочную перспективу. Почему в нынешнем году возникла необходимость их изменить?

Э. Шевцов: Основные принципы существующих правил приема — долгосрочные, но ежегодный анализ результатов вступительных кампаний убеждает нас в том, что некоторые моменты требуют корректировки. Если раньше нужна была мера поддержки абитуриентов из села, уровень подготовки которых был объективно ниже городских, то сейчас это уже не так актуально. Сельчане становятся победителями республиканских и зарубежных олимпиад, качество их подготовки значительно выросло. В 2011 году, например, в вузы зачислили 37 % от общего числа выпускников сельских школ — это 6,8 тысячи человек. Все это привело к мысли, что пришло время объединить конкурсы.

В раздельном поступлении было много нюансов, которые нарушали принцип справедливости. Особенно это проявлялось в тех случаях, когда конкурс среди выпускников сельских школ составлял 1 к 1. Например, случалось, на один и тот же факультет проходил сельский ученик со 150 баллами, а городской с 300 баллами — нет.

«Р»: Вопрос к представителям наших уважаемых университетов. Какие выпускники сейчас становятся вашими студентами? Какова их успеваемость?

Л. Хухлындина: В 2011 году на дневную бюджетную форму обучения в БГУ зачислили 2094 человека. Средний балл аттестата поступивших на дневную бюджетную форму достаточно высок и составил 9,1 балла. Более чем для 40 % специальностей проходной балл был выше 300. Как видите, абитуриент сильный: даже на платную форму обучения средний балл аттестата — около 8,7.

Что касается выпускников сельских школ, то в последние годы мы наблюдаем снижение количества заявлений от них: в 2008-м — 496, в 2010-м — 446, в 2011-м — 349. Это объективный процесс, ведь снижается и количество выпускников сельских школ. Но, с другой стороны, увеличивается процент зачисленных на бюджетную форму обучения от числа сельчан, подавших документы в университет. Если в 2009 году студентами стали 46 % от числа выпускников сельских школ, подавших заявления, то в 2010-м — 61 %, 2011-м — 72 %.

Но если говорить о соотношении городского и сельского конкурсов, то здесь ситуация такая: только на 36 % специальностей проходные баллы выпускников сельских школ были равны или превышали проходные баллы выпускников городских учебных заведений. Одновременно на 15 % специальностей было подано всего лишь по 1 заявлению от выпускников сельских УО, и мы гарантированно выделяем абитуриенту 1 место на сельский конкурс, фактически идет внеконкурсное зачисление. С этим мириться нельзя, потому что нарушается принцип справедливости.

В. Садовский: Многие просто пользуются этим правилом, находят специальность, где еще нет ни одного сельского абитуриента, и в последний день подают туда документы. Этим летом, например, абитуриенты просто «оккупировали» наши коридоры и выжидали — из-за этого в последний день подачи документов мы закончили работать в 2.30 ночи. В этом несовершенность нынешних правил.

Л. Хухлындина: У нас есть специальности, где проходные баллы для городских и сельских достаточно близкие. Например, «политология»: город — 338, село — 323. Но есть и другие примеры, когда 326 — для города, 248 — для села. Разница значительная

В. Садовский: За последние 8 лет у нас очень увеличилось количество поступающих из других регионов. Раньше наш вуз был, так сказать, более «минским», число столичных студентов доходило до 70 %. С введением ЦТ ситуация изменилась: стало расти количество иногородних, в том числе и сельских. Из 53 специальностей на 17 % была ситуация, когда на 1 сельское место претендовал 1 человек — и мы его зачисляли независимо от балла.

Сейчас на 30 % специальностей у нас общий конкурс, и я считаю, что выделять сельского школьника не нужно. Это неправильно по отношению к ученикам из других городов, небольших райцентров. Мы не чувствуем разницы в уровне знаний между сельскими и городскими, наоборот, сельские ребята более трудолюбивые и исполнительные.

«Прописывают в деревне, а учатся — в гимназии»

Н. Феськов: Что касается централизованного тестирования, то по отдельным предметам сельские школьники нисколько не уступают городским. Я вижу две причины, по которым сегодня сельский абитуриент мало чем отличается от городского. Сельская школа сохранила положительный опыт советских времен в большей мере, чем городская. Там приоритеты отдаются не репетиторству, а послеурочным занятиям с теми, кто хочет поступать. Это работает эффективнее, чем требующие значительных родительских денег городские репетиторы.

Второй фактор — в некоторых райцентрах открыли гимназии и лицеи, где обучаются дети из школ районов. Подготовка там хорошая, конкурсы достаточно высокие, и поступают практически все выпускники этих учреждений образования. К примеру, Мозырский лицей, где обучаются дети гомельского Полесья.

Как видите, с одной стороны, сохранился высокий уровень учебного процесса, с другой — новые типы учебных заведений позволяют вести профильную подготовку по выбранным выпускниками учебным предметам.

В. Зданович: После каждого этапа вступительной кампании мы подводим итоги, обращаем внимание на претензии со стороны абитуриентов и их родителей, смотрим на слабые места и пытаемся их усилить внесением дополнений в правила приема. И хочу сказать, что к объединению конкурсов городских и сельских выпускников нас подтолкнул ежегодный анализ вступительной кампании.

Мое личное мнение — раздельный конкурс давно следовало упразднить. Хотя бы по той простой причине, что из сел поступают в основном те ребята, которые уверены в своих знаниях. Плохо подготовленные не идут, в отличие от Минска и крупных областных центров, где буквально каждый выпускник старается попробовать свои силы и подать документы хотя бы в какой-нибудь вуз.

Есть и второй нюанс: введение раздельного конкурса вызвало проблему сродни «золотой» медали. В советское время школьники любыми путями старались стать медалистами, а сейчас — получить аттестат сельской школы. Мы обратили внимание на то, что выросло количество ребят, которые в мае—апреле переводятся в сельскую школу. В правилах поступления четко записано, что для получения «сельских» льгот два последних года ученик должен жить в деревне и оканчивать сельскую школу. Оказалось, что родители прописывают ребенка в деревне, а отдают учиться в городскую гимназию. В последние месяцы учебы он идет в сельскую школу, сдает там экзамены, получает сельский аттестат и имеет те же права, что и остальные сельчане.

Поэтому от раздельного конкурса нужно уходить. Поступление должны определять знания, а не место проживания или учебы.

В. Садовский: Абсурдные ситуации есть и на заочном отделении. Подала к нам документы одна дама. Она занимает руководящую должность. Всю жизнь жила в Минске, но оканчивала сельскую школу. Поступала по сельскому конкурсу — такие правила.

Е. Ливянт: Я хотел бы обратить внимание, что до середины учебного года мы не знали программ вступительных экзаменов, сейчас мы говорим о возможных изменениях в правилах приема. Все изменения должны вноситься до начала учебного года, до 15 августа. Что касается сельских школьников, то не забывайте, пожалуйста, о том, что учебный год в деревне длится на три месяца меньше, чем в городе, — школьники помогают по хозяйству. Если льгота для сельчан есть, значит, за ней что-то стоит. И перед тем как что-то забрать, нужно что-то дать. Если конкурс предполагается объединить, значит, нужно хотя бы организовать подготовительные курсы, где стремящиеся к образованию сельчане могли бы бесплатно получить знания. Отмену льгот для них я считаю несправедливой.

Л. Хухлындина: Что касается справедливости. Приведу пример. В 2010 году на факультет международных отношений, специальность «мировая экономика», проходной балл был 369 — это 4 оценки по 90 баллов и выше. А мы зачислили туда единственного абитуриента из сельской местности, подавшего документы на эту специальность, результат которого равнялся всего лишь 165 баллам. Поэтому не прошли по конкурсу ребята, набравшие 365 баллов и менее. Среди них были не только минчане, жители областных и районных центров, но и ребята из городских поселков. Разве это справедливо?

Е. Ливянт: Я с вами согласен, это несправедливо. Но надо искать корректное решение проблемы. Опять же повторюсь, например, в виде бесплатных подготовительных курсов.

В. Садовский: В нашем вузе такая работа ведется. При университете есть курсы довузовской подготовки, которые сыграли большую роль в увеличении количества студентов из регионов. Мы не работаем с Минском, а только с районными и сельскими школами. Есть несколько форм работы: девятимесячные курсы, когда ученики получают задания и приезжают на аудиторные занятия в выходные дни; вторая форма — это наш выезд к ним. Преподаватели едут в районные школы, с которыми у нас заключены договоры.

В. Зданович: Кроме этого, при каждой гимназии в райцентре созданы курсы для подготовки к поступлению в вузы. Туда по вечерам едут желающие из сельских школ. Это, кстати, недорого.

Льготы — после зачисления

Е. Ливянт: Вы озвучили такие цифры: каждый год в вузы поступает около 150 тысяч человек. Среди них 500 инвалидов и 500 сирот. Предлагается отменить для них льготы при поступлении, но я не очень понимаю, как лишение льгот 1 тысячи человек повлияет на результаты вступительной кампании оставшихся 149 000? Интересует еще вопрос по поводу инвалидов: как пишут ЦТ, например, колясочники, если сопровождающего не пускают в аудиторию?

Л. Хухлындина: Я не один год занималась организацией ЦТ и могу утверждать, что эта проблема решена во всех вузах. Если в корпусе нет специальных пандусов или лифта, на помощь приходят дежурные студенты. Они на руках поднимают коляску с инвалидом на нужный этаж, подвозят ее к аудитории, а по окончании теста помогают спустить и передают абитуриента родителям. Ни одной жалобы от инвалидов никогда не было.

В. Садовский: Кстати, есть такие категории инвалидов, которые имеют право сдавать не тесты, а экзамен или собеседование. В 2010 году мы принимали около 5000 абитуриентов, и у нас был всего один такой человек. Специально для него мы сделали билеты по всем дисциплинам: варианты для письменного экзамена на русском и белорусском.

Несколько лет назад был и другой случай: приезжает мама и говорит, что ребенок лежачий. Приемная комиссия рассмотрела заявление и организовала прием вступительных экзаменов на дому. Если инвалид в больнице — мы делаем ему отдельный график сдачи экзаменов.

Н. Феськов: Каждый год в стране около полусотни выпускников, которые по физиологическим показаниям не могут принять участие в тестировании. Но я хочу напомнить, что правила приема в высшие учебные заведения предоставляют возможность абитуриентам с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата при отсутствии медицинских противопоказаний для обучения по избранной специальности сдавать вступительные испытания в вузе. Форма их проведения определяется приемной комиссией вуза с учетом особенностей психофизического развития абитуриента.

Это предоставляет детям с особенностями развития широкие возможности в выборе будущей специальности.

Л. Хухлындина: Я хочу обратить внимание, что инвалиды не идут вне конкурсного приема с 2008 года, а только имеют преимущественное право на зачисление при прочих равных, то есть при так называемом полупроходном балле. В свое время мы вносили предложения в госкомиссию (и это реализовано) о том, чтобы предоставить право инвалидам поступать на заочную бюджетную форму обучения, чего раньше не было. А для организации обучения также создаются необходимые условия: на факультетах установлены пандусы, слабовидящим можно записывать лекции на диктофон, при необходимости устанавливается индивидуальный график прохождения текущей аттестации.

В. Зданович: Есть еще одна проблема, которая подтверждает то, что правила приема в этой части нужно менять. Сейчас инвалиды и сироты после 5 лет учебы могут отказаться от распределения.

Л. Хухлындина: Да, мы сталкиваемся с этим. Предлагаем им место работы, но, если это не Минск, они очень часто отказываются туда ехать. Все хотят остаться в столице.

Е. Ливянт: Допустим, уже этим летом сирот лишат льгот при поступлении. Но ведь у них нет той возможности подготовиться к экзаменам, как у других детей. Не всегда организованы курсы, никто не заплатит за дорогих репетиторов. Неужели в правилах приема нет большей проблемы, кроме вопроса этой тысячи обделенных детей?

В. Зданович: Я глубоко убежден, что равные условия поступления должны иметь все независимо от места проживания, дохода родителей и остальных нюансов. Потому что в конечном итоге мы получаем специалиста и должны в первую очередь думать о его профессиональных качествах.

Возможно, вы правы в том, что нужно что-то менять на начальном этапе, до поступления. Но все равно мы не можем создать абсолютно одинаковые и равные условия подготовки для каждого человека. Один — из деревни, другой — из города, у третьих — неполные семьи, а кто-то — без родителей. Возможно, действительно нужно уделить большее внимание на доуниверситетскую подготовку ребят из детских домов. Но это сработает только в том случае, если ребенок сам хочет учиться.

Л. Хухлындина: В соответствии с постановлением Совмина о подготовительных курсах и отделениях, факультете доуниверситетского образования, сироты имеют право учиться здесь бесплатно, а на факультете доуниверситетского образования или на подготовительном отделении они еще и получают стипендию.

Но важно, чтобы они хотели не только поступить, но и учиться наравне со своей группой. Но с чем мы сталкиваемся на практике? Они приходят с низкими баллами, зачисляются вне конкурса, и уже после первого курса их нужно «тянуть». Конечно, отношение к ним очень лояльное, но некоторых все равно нужно отчислять. А как это сделать? Рука не поднимается.

Опять пример: специальность «политология» в БГУ. На 10 бюджетных мест 4 сироты идут вне конкурса, и только у одного из них 296 баллов при 338 проходных. А у остальных — 104, 116, 170. Вопрос: как им учиться в группе наравне с остальными?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter