Борьба за контроль над логистическими коридорами обостряется

Глобальная схватка

Запад приложил все усилия, чтобы отрезать нашу страну от глобальных торговых путей — перекрыл дорогу в морские порты, ввел для зарубежных компаний запрет на авиасообщение с нами, закрыл со стороны некоторых соседей автопереходы. Однако Беларусь в рамках Союзного государства сумела заместить «выпавшие товарные каналы».


Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Особое внимание следует уделить развитию перевозок через морские порты, продолжить работу по выстраиванию эффективных транспортно‑логистических цепочек в восточном направлении. Нам нужны новые маршруты для расширения торговли, необходимо дальнейшее обновление транспортной инфраструктуры.

На заседании Совета Министров, 10 марта 2023 года.

Разрушение цепочек

Традиционно пути доставки товаров определяли уровень развития экономики. Если плохие дороги, нет выхода к морю, засилье бандитов — все это резко тормозило торговлю и не давало возможностей для развития. Правители предельное внимание уделяли защите дорог и своих морских путей‑сообщений.

Сейчас принципиально ничего не изменилось! Важно не только, кто и что производит, но и кто контролирует логистические коридоры.

Последние события в мировой экономике свидетельствуют о «массовых сбоях» в устоявшейся системе глобальной доставки товаров и услуг. Здесь стоит учитывать деструктивные действия некоторых держав, повреждение интернет‑кабелей в Красном море, взрыв газопровода «Северный поток», диверсии против портовой инфраструктуры и путепроводов.
Оценка в рамках ДАВОС‑2024 существенных рисков показала, что владельцы ключевых глобальных корпораций отмечают: для международной экономики «разрушение цепочек поставок критически важных товаров и сырья» и «разрушение глобальных цепочек поставок продовольствия» являются одними из наиболее вероятных угроз. 
В этом году они уже, в частности, реализовались в виде атак йеменских хуситов в Красном море на торговые корабли западных компаний — как ответ на военные действия Израиля в секторе Газа.

Такие атаки уже носят системный характер и касаются не только торговых судов. Так, 7 апреля стало известно, что хуситы с помощью беспилотников напали в Красном море на корабли военно‑морских сил США, а также противокорабельными ракетами ударили по британскому судну Hope Island и двум израильским коммерческим кораблям Grace F и Gina. А в январе американские СМИ сообщали, что в Аденском заливе близко от группировки кораблей ВМФ США находятся суда иранского флота, которые, возможно, связаны определенным образом с хуситами.

Знак «Стоп»

В первом квартале ситуация в зоне ключевой транспортной артерии — Суэцком канале и Красном море — продолжала накаляться. Кстати, в конце минувшего марта отряд российского ВМФ в составе ракетного крейсера «Варяг» и фрегата «Маршал Шапошников» вошел в Красное море в рамках выполнения «дальнего морского похода». Ранее хуситы сообщили Китаю и России, что их суда могут ходить по Красному морю и Аденскому заливу, не подвергаясь нападениям.

Однако ситуация крайне обострилась после разрушения 1 апреля ВВС Израиля консульства Ирана в Дамаске и последующего ответа‑возмездия Тегерана в адрес Израиля в виде массированной ракетной и БПЛА‑атаки. В этот же день иранский спецназ захватил контейнеровоз MSC ARIES в Ормузском проливе. Корабль, шедший под флагом Португалии, имеет отношение к Zodiac Group, принадлежащей израильскому миллиардеру Эялю Оферу. Команда спецназа десантировалась на борт судна без парашютов с вертолета, после чего судно перенаправили в территориальные воды Ирана.

На этом фоне США срочно вывели военные корабли на позиции для защиты Израиля и американских сил в регионе, надеясь предотвратить прямое нападение Ирана на Израиль. США передислоцировали два эсминца, один из которых уже находился в регионе. Известно, что по крайней мере на одном из кораблей установлена система противоракетной обороны Aegis.
Дальнейшая эскалация ситуации в Красном море может поставить знак «Стоп» на ключевом логистическом коридоре глобальной экономики (Суэцком канале), что неизбежно заблокирует поставки товаров из Азиатско‑Тихоокеанского региона в Европу.
Атаки йеменских хуситов на торговые корабли в Красном море уже сейчас привели к перегрузке десятого по величине в мире порта Джабаль‑Али в ОАЭ, что сказалось на скорости обработки судов. Средний срок морской доставки грузов из ОАЭ в Европу увеличился почти в два раза — с 20 до 55 дней.

Порты поддержки

Следует понимать взаимосвязи: активность НАТО в Балтийском и Черном морях, а также ситуация с Украиной (череда майданов и затем военные действия с 2014‑го) являются также элементами подрыва торговых путей России и Беларуси по поставке наших товаров на зарубежные рынки.

Еще в 1912 году русский писатель и военный разведчик Алексей Вандам в своем трактате «Наше положение» писал, что «доступ к морям есть продолжение внутренних дорог, если нет выхода к морю, то это сильно тормозит развитие промышленности и отнимает у народа источник богатства в виде невозможности доставки изделий за границу».

Закрытие странами Балтии после 2020 года по указанию Вашингтона портовой инфраструктуры для наших товаров и продукции также следует рассматривать как попытку «задушить» нашу торговлю и, значит, нашу страну.

Текущие проблемы на границе в виде значительных очередей грузового автотранспорта — это в том числе элементы жесткой конкуренции со стороны западных корпораций (так они пытаются сдержать поток товаров на свой рынок — искаженная форма протекционизма).

Но санкции и давление Запада не заблокировали наши связи с торговыми партнерами благодаря поддержке Российской Федерации и развитию ее Северного морского пути.

На днях в ходе переговоров наш ­Президент поблагодарил российского лидера за доступ Беларуси к портовой инфраструктуре РФ, в том числе в Санкт‑Петербурге и Мурманске.
«Спасибо вам за поддержку по портовому хозяйству. Мы работаем, смотрим на другие порты. Помогают россияне‑портовики нам отгружать продукцию. Словом, нет такого, что валяется товар на берегу океана и мы не можем вывезти. Белорусские грузы уже пошли через Северный морской путь. Несколько тысяч тонн уже поставили. Очень удобно для наших производителей. Поэтому ваша поддержка здесь для нас была очень важной и актуальной», — сказал Александр ­Лукашенко.
В мае прошлого года Премьер‑министр Беларуси Роман Головченко осматривал акваторию порта в Мурманске. А двумя месяцами ранее министр транспорта и коммуникаций нашей страны заявлял, что республика решила строить портовые мощности в Мурманске. Нам предложено там три площадки для строительства терминала. Мы рассматриваем также вопрос возведения непосредственно собственного белорусского порта.

Глобальные игроки активно пытаются контролировать логистические коридоры и блокировать их для своих конкурентов. Беларусь совместно с Россией имеет собственные торговые пути и, несмотря на попытки недружественных стран, не зависит от внешнего вмешательства.

Алексей АВДОНИН, аналитик БИСИ.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter