Одним из основных направлений российско-белорусского сотрудничества в рамках Союзного государства является формирование и эффективное функционирование единого экономического, оборонного, инвестиционного, правового, научно-технологического и информационного пространства. О перспективах создания многофункциональной космической системы Союзного государства (далее – МФКС), которая составляет основу общего информационного пространства России и Республики Беларусь, рассказывает генеральный конструктор Многофункциональной космической системы Союзного государства, директор НИИ космических систем имени А.А. Максимова, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации Валерий Меньшиков.
– Основным техническим документом, регламентирующим создание МФКС, является разработанное совместно российско-белорусское тактико-техническое задание на опытно-конструкторскую работу «Многофункциональная космическая система Союзного государства», которое утверждено президентом Национальной академии наук Беларуси и руководителем Федерального космического агентства России.
Для координации работ по созданию и в последующем – эксплуатации, управлению и результативному эффективному использованию МФКС совместным приказом Роскосмоса и Президиума НАН Беларуси был назначен генеральный конструктор МФКС Союзного государства в моем лице, а также сформирован Совет главных конструкторов, положение о котором утверждено руководителем Роскосмоса и Президиумом НАН Беларуси.
Главенствующую позицию при создании МФКС занимали и занимают программы Союзного государства. Это прежде всего программы серии «Космос», «Нанотехнология-СГ», перспективные программы «Телематика-СГ», «Мониторинг-СГ», «Стандартизация-СГ».
Результативность этих программ подтверждается практикой их реализации. Так в результате совместного выполнения программ Союзного государства системно и конструктивно проработаны и доведены до завершающей стадии следующие наиболее крупные разработки:
– эскизный проект МФКС Союзного государства;
– эскизный проект микро-спутника ДЗЗ «Союз-Сат-О», его габаритная модель, успешно прошедшая динамические испытания;
– элементы системы обеспечения потребителей мониторинговой информацией (белорусско-российский высокопроизводительный приемный комплекс с 9-метровой антенной, мобильный комплекс обеспечения потребителей информацией от КА ДЗЗ, аппаратно-программные комплексы обработки и отображения космической информации с использованием ГИС-технологий, персональный приемо-передающий комплекс и др.), которые использует Российский оператор систем мониторинга транспорта;
– элементы интегрированной навигационно-информационной системы повышенной точности (подсистема высокоточного позиционирования, подсистема информационно-навигационного обеспечения, комплекс обеспечения экспериментальной региональной подсистемы потребителей Республики Беларусь навигационной информацией, про-
граммно-методическое обеспечение для оснащения испытательных лабораторий при проведении сертификационных испытаний информационно-навигационных систем и др.);
– технология производства радиационностойких элементов, научно-технический задел по новым материалам и др.
В ходе выполнения союзных программ выявился ряд нерешенных проблем.
Это прежде всего проблема получения экспертного заключения от головной организации на эскизный проект МФКС из-за отсутствия статьи финансирования экспертизы проектов в программе «Космос-НТ», в рамках которой выполнялась эта работа, а других статей оплаты из бюджета Союзного государства нет.
Не решена проблема эффективного управления совместной орбитальной группировкой
«Белорусский КА ДЗЗ» – «Канопус-В» – «Союз-Сат-О». Данный вопрос предполагается решать в рамках перспективной программы «Мониторинг-СГ».
Недостаточный уровень инновационных технических решений при создании основных элементов МФКС. Не все исполнители прониклись мыслью о том, что новые технологии могли бы послужить локомотивом инновационного развития не только космической отрасли, но и других наукоемких отраслей промышленности. Одним из путей решения данного вопроса считаю активизацию работ по получению патентов и других документов, подтверждающих наличие результатов интеллектуальной собственности в ходе выполнения программ Союзного государства, а также их адаптацию и внедрение в различные наукоемкие производственные отрасли предприятий России и Беларуси.
Для успешного продолжения работ по созданию МФКС требуются перспективные программы Союзного государства. В настоящее время совместно разработаны концепции перспективных программ Союзного государства. К ним относятся:
– концепция программы Союзного государства «Разработка единой технологии информационно-навигационного обеспечения потребителей и создание экспериментальных участков на территории России и Беларуси» («Телематика-СГ», 2011-2014 гг.);
– концепция программы Союзного государства «Разработка космических и наземных средств обеспечения потребителей России и Беларуси информацией дистанционного зондирования Земли» («Мониторинг-СГ», 2012–2015 гг.);
– концепция программы Союзного государства «Разработка интегрированной системы стандартизации космической техники, создаваемой в рамках программ и проектов Союзного государства» («Стандартизация-СГ», 2011–2014 гг.).
Данные концепции находятся на различных этапах согласования.
Концепция программы «Телематика-СГ» в Республике Беларусь согласована со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами, что нельзя сказать про российскую сторону. Концепция нашла понимание во всех заинтересованных министерствах и ведомствах России, за исключением Минфина. Минфин Российской Федерации данную концепцию отказывается согласовывать из-за того, что считает программы Союзного государства чисто коммерческими. Хотя это не так, результаты программы нацелены на обеспечение государственных нужд.
Концепция программы «Стандартизация-СГ» согласована и утверждена на заседании Совета Министров Союзного государства. В настоящее время разрабатывается программа.
Концепция программы «Мониторинг-СГ» проходит согласование в министерствах России и Беларуси.
Важность работ по МФКС подтверждается тем, что результаты, полученные при создании МФКС, станут значительным вкладом в проект Международной аэрокосмической системы глобального мониторинга (МАКСМ).
Проект МАКСМ, инициированный российскими учеными, предназначен для предупреждения населения о грозящих природных и техногенных катастрофах, с использованием космических, авиационных и наземных средств – предвестников стихийных и техногенных катастроф, приближающихся к Земле астероидов и метеоритов. Все это призвано обеспечить условия для формирования общепланетарного «информационного пространства безопасности».
Проект призван объединить ресурсы аэрокосмического мониторинга национальной, региональной и международной принадлежности различных форм собственности.
Реализация проекта базируется на использовании отечественного научно-технического задела, реализованного на космических аппаратах «Компас-1» и «Компас-2», а также создаваемого в рамках российско-белорусской программы микроспутника «Союз-Сат-О» и широкой международной кооперации, включающей канадско-американские, британские и китайские компании. Достигнуты договоренности с Украиной, Китаем, Вьетнамом, Индонезией, Камеруном, Нигерией, ЮАР о размещении на их территориях информационной инфраструктуры МАКСМ.
Создание МАКСМ обеспечит решение ряда общечеловеческих задач: развитие дистанционного обучения, создание телематических систем и «транспортных коридоров» в удаленных и необорудованных регионах, сохранение культурных ценностей, а также развитие телемедицины и медицины катастроф.
Рабочий орган проекта – Международный комитет – включает 75 членов из более чем 30 стран и международных организаций (включая Управление ООН по космосу). В 2010 году принят Устав комитета и план работы, включающий представление проекта в Мадриде в рамках Недели российского космоса, приуроченной к 50-летию первого космического полета Ю.А. Гагарина, а также участие в конференциях в Калуге, Центре подготовки космонавтов, Днепропетровске и Санкт-Петербурге, посвященных этой знаменательной дате.
Проект МАКСМ постепенно получает поддержку как на федеральном уровне (в целом идея создания МАКСМ поддерживается всеми заинтересованными министерствами, за исключением Минфина России), так и динамично расширяет свой формат за счет присоединения все новых стран (только в новом году это Аргентина, Китай и Индонезия), а также международных организаций (Азиатско-Тихоокеанская организация по космическому сотрудничеству).
Накануне празднования 50-летия первого космического полета Проект МАКСМ предоставляет возможность объединения усилий всего мирового сообщества в рамках новой единой стратегии сугубо мирного освоения космоса, направленной на обеспечение безопасного и социально устойчивого развития мирового сообщества в XXI столетии.